Накопилось много вопросов о том, как нам лучше готовить молодых футболистов. Делюсь своими соображениями и приглашаю к их обсуждению.
Действительно, тезис о том, что положение дел в детско-юношеском футболе во многом определяет будущее нашего взрослого футбола – правилен и очевиден, и не требует особых комментариев. Однако, как и в cлучае с другими футбольными вопросами, кажущаяся простота ответов зачастую обманчива. Необходимы серьёзные размышления, поэтому хочется поблагодарить авторов последних публикаций за стремление «докопаться до глубин».
Действительно, существуют некоторые общие закономерности воспитания виртуозов своего ремесла – и не только футбольного. Например, упоминалось о «правиле десяти тысяч часов» – примерно такое время должен потратить юный человек, чтобы достичь высот мастерства в своём деле, будь то музыка, изобразительное искусство или футбол. Универсальность данного правила, скорее всего, имеет своей причиной некоторые, пока что не до конца понятные механизмы формирования навыков тонкой моторики. Навыки, природная предрасположенность к формированию которых в конечном итоге оказывается менее важной, чем труд, который нужно приложить для её развития.
Время, которое проводит будущий футболист в общении с мячом, количество касаний к мячу – определяющий фактор воспитания будущего мастера. Раньше этот фактор работал через дворовой футбол. Мне самому довелось пройти через его «школу». Безусловно, он сыграл огромную роль в подготовке нескольких поколений советских футболистов. Но, отмечая эту роль, нужно иметь в виду также некоторые важные ограничения, присущие дворовому футболу. Ограничения, понимание которых сегодня необходимо не только для того, чтобы лучше знать прошлое своего футбола, но и чтобы разобраться, наконец, как нам сегодня лучше закладывать основы его будущего.
Идеализировать дворовой футбол не стоит. Была, например, проблема инвентаря. То есть проблема была, а инвентаря, как такового, не было. Играли самодельными, или в лучшем случае – кустарно изготовленными мячами. Не было и спортивной обуви – играли в обычных башмаках, переживших не один «капремонт», или даже босиком. Не было и спортплощадок – играли во дворах, в парках... В таких условиях основы специальной футбольной координации неизбежно закладываются с некоторыми «искажениями», которые потом приходилось исправлять в организованном футболе – например, в нашей киевской ФШМ (футбольной школе молодёжи).
Нужно также помнить и о том, что, например, поколение футболистов, прошедших через дворовой футбол послевоенного Киева и других городов – это полуголодные мальшишки. Дети, как принято сейчас говорить, из социально незащищённых слоёв населения. Слоёв, к которым почти всё наше население тогда и принадлежало. Поэтому наш ежедневный дворовой футбол имел место на фоне серьёзной нехватки калорий и витаминов, что тоже нехорошо. Сегодня, когда мы понимаем, что подобные тяжёлые условия тогда наблюдались практически по всей повслевоенной Европе, становится особенно удивительно, как из этих детей выросло прекрасное поколение футболистов 60-х годов – и у нас, и в других странах. Нет смысла перечислять фамилии европейских футбольных звёзд 60-х – отметим лишь, что и сегодня такие футболисты были бы очень востребованы в лучших командах.
Таким образом, мы имеем феномен, не совсем понятный с точки зрения спортивной педагогики. Дворовой футбол послевоенных лет, при всех своих недостатках и ограничениях, подготовил детей и юношей, пригодных для последующего решения самых сложных спортивных задач. Значит, было в нём что-то ещё – нечто такое, как мы гоорили, «благодаря чему и несмотря ни на что»...
Например, то же количество касаний к мячу. Оно дало возможность сформировать основы специальной координации движений, поэтому тренерам, которые уже готовили юношей к выступлениям за взрослые команды, было с чем работать, что корректировать и развивать. Также большое значение имела массовость явления – ведь в футбол играли практически все мальчишки. А если в каждом киевском дворе был как минимум один парень, который явно выделялся среди своих сверстников, то можно себе представить, что выбор у детско-юношеских тренеров действительно был большой.
Нужно также отметить особую атмосферу, которая тогда сложилась в обществе – футбол был и своеобразным символом возвращения к мирной жизни, и одним из немногих доступных развлечений, а для подростков – и фактором «социального признания» в их возрастной среде. Но также футбол был и способом вырваться из тяжёлых бытовых условий. Попросту говоря – из нищеты. Пробиться в люди... Именно такое «совокупное» отношение к футболу определило способность преодолевать многочисленные трудности, проявлять терпение, дисциплину, максимальную самоотдачу – то есть развить все те качества, которые и должны быть присущи настоящему спортсмену.
Но сегодня всё по-другому. Повсеместный дворовой футбол ушёл в прошлое – со всеми своими достоинствами и недостатками. Не стало и массового детско-юношеского футбола советских лет – когда не было, например, в Киеве, такой средней школы, ученики которой не занимались бы в различных футбольных секциях. Отношение к футболу и среди подростков, и в обществе в целом теперь уже другое. Но квалифицированные футболисты, не говоря уже о звёздах, по-прежнему нужны. И закономерности формирования специальной футбольной координации остались такими же, какими и были. Поэтому единственное, что мы можем сегодня сделать – это наладить систему подготовки молодых футболистов таким образом, чтобы несмотря на все происшедшие изменения, процесс «производства футболистов высокой квалификации» продолжался.
Уроки дворового футбола прошлых лет должны быть усвоены, что важно не только для решения насущных «футбольных» вопросов сегодняшнего дня. Например, у нас недооценивается важность двигательной активности в целом. Подвижные игры в детско-юношеском возрасте нельзя заменить ничем – в том числе и двумя уроками физкультуры в неделю. И уж точно недопустимо заменять их телевизором и компьютером.
По большому счёту, нам нужно пересматривать всю систему школьного образования целиком. У детей должно быть время на занятия физической культурой. Им нужно привить стремление в активному образу жизни. Может быть, если во главу угла будет поставлено не намерение «загрузить» ученика какими-то знаниями, а научить его этими знаниями пользоваться, то и физическому воспитанию при таком подходе найдётся достойное место, и оно станет играть совершенно другую роль, чем сейчас.
С вопросом ограниченности бюджета времени пришлось столкнуться и мне. Сложности освоения учебной программы старших классов сочетались с тренировками в футбольной школе молодёжи. Иногда, помню, засыпал прямо за столом. Но справился, как и многие другие мои сверстники, которые испытывали аналогичные нагрузки. Конечно, время нужно беречь, и не тратить его на глупости.
Нужно помнить и о том, что футболистом нельзя стать, занимаясь футболом два-три раза в неделю. Это ещё один урок дворового футбола – с мячом нужно работать ежедневно, что должны понимать прежде всего родители. То есть если у ребёнка есть тяга к футболу, у него должен быть мяч и время на ежедневную работу с ним. И если он занимается «организованным» футболом два-три раза в неделю, то в остальные дни – тоже, самостоятельно и дополнительно, с друзьями или родителями. Нужно, чтобы он набрал свои 10000 часов в касаниях к мячу.
Время – важнейший фактор подготовки. Но здесь нужно понимать, что «наработка часов» сама по себе не даёт нужного эффекта, если работа построена неправильно. Нужна не просто какая-то работа с мячом, а работа, направленная на освоение конкретных футбольных умений и навыков. Ведь если у нас уже нет дворового футбола, каким он когда-то был – ежедневного и длительного, то такие навыки нужно осваивать специально.
Например, в дворовом футболе преимущесто имели те, кто хорошо работал с мячом на скорости и на фоне усталости. Наградой за такую работу была победа, а она ценилась дорого. Поэтому сегодня перед детскими тренерами стоит достаточно сложная задача – найти соответствующий подход к детям, чтобы они работали, что назыается, «в охотку», на положительном эмоциональном фоне, преодолевая утомление от скоростной работы.
С учётом этих и многих других уроков дворового футбола, а также наработанного опыта работы с детско-юношескими командами, можно сделать вывод, что наилучшие условия для подготоки сегодня могут быть достигнуты только стационарным обучением. Речь идёт о футбольных академиях, то есть об учреждениях закрытого типа, в которых дети находятся постоянно и имеют возможность тренироваться 10-12 раз в неделю. Однако вопрос об используемых программах подготовки в таких академиях продолжает оставаться сложным. Есть, конечно, разработанные методики, но многое делается по наитию, как говорится, «на глазок», по опыту. Мне довелось ознакомиться с работой некоторых зарубежный академий – могу сказать, в методической части у них нет никаких преимуществ перед нами.
Баланс индивидуального и командного начал в тактико-технической подготовке детей и юношей плохо соблюдается, есть «перекосы» то одну, то в другую сторону. Нет чёткости и в понимании взаимосвязи функциональной и тактико-технической подготовки. Выпускники академий зачастую не могут реализовать потенциал своей индивидуальной подготовки, поскольку у них отсутствует ясное понимание того, как их индивидуальная тактика связана с командными тактиками. Или, например, бывает так, что детско-юношеская команда побеждает в соревнованиях для своего возраста за счёт преимуществ в функциональной подготовке или более активной борьбы за мяч, но в индивидуальном плане игроки подготовлены довольно посредственно. Тренеры зачастую увлекаются игровой деятельностью своих подопечных в ущерб целенаправленной работе над конкретными тактико-техническими навыками. Или прививают ученикам неэффективные стереотипы действий – например, безадресную игру «вперёд».
В идеале, подготовка в детско-юношеских командах должна соответствовать направлению работы взрослой команды. Казалось бы, эта мысль достаточно очевидна: лучше, когда молодых футболистов не надо переучивать. Но практически реализовать такой принцип «сквозной» подготовки, оказывается, не так просто. Например, игроки, которые в детско-юношеском возрасте привыкли отдавать и принимать мяч «в ноги», или безадресно выбивать его вперёд, испытывают определённые адаптационные трудности во взрослой команде, тактики которой требуют других действий. Может быть и наоборот, если организация командной игры взрослой команды находится на более низком уровне, чем детско-юношеской, откуда только что пришёл молодой футболист – тогда у него очень мало шансов на развитие.
Индивидуальная квалификация игрока может и долджна совершенствоваться на протяжении всей его карьеры. Здесь решающая роль принадлежит командным тактико-техническим задачам. Эти задачи должны быть как бы «на пол-шага впереди» относительно имеющися индивидуальных возможностей игроков. Эти «пол-шага» - и есть потенциал роста индивидального мастерства. Потенциал, который может быть реализован только при наличии соответствующего учебно-тренировочного процесса. Этот же принцип следует использовать и в подготовке детско-юношеских команд.
(Продолжение следует)
Картинка - http://5oborotov.kz/wp-content/uploads/2012/03/footbal-for-children.jpg
Написал О.П. Базилевич
13:19 17.11.2012
Рейтинг
9
+1
Продолжение диалога. О футбольном детстве
Некоторые соображения о детско-юношеском футболе.
Комментарии
Вадим Данилевич
Уважаемый Олег Петрович, спасибо за Ваши статьи. Хотелось бы для себя уточнить один момент. Что делать с системой "неравных возможностей", которая сформировалась в нашей стране? Как объяснить ребенку, что у него будет шанс? И что пропуском в большой футбол будет его работа в течение 10 лет, его талант и т.д. И что его место не займет "нужный парень". Субъективизм лиц принимающих решение - это главная проблема при перходе от детского в профессиональный футбол. На мой субъективный взгляд, эту проблему могла бы решить некая понятная система драфта. А так какая мотивация может быть у ребенка тренироваться и чего то достичь в профессиональном спорте?
15:53 17.11.2012
4
+1
О.П. Базилевич
Идея с драфтом интересна. Но нам, похоже, нужны комплексные меры. Нельзя решать проблемы по отдельности - улучшение подготовки детей, открытие новых школ, количество легионеров, драфт для молодых игроков и т.д. Классическая задача нахождения оптимума в условиях действия противонаправленных факторов. Поэтому какая-то одна мера не будет работать без привязки к другим.
22:46 17.11.2012
4
+1
Maria Madrid
Добрый вечер, Олег Петрович! Я Вас Поздравляю с 85 Лет Динамо! Здоровья Много-Много - улыбок - и Ярких мгновений! Спасибо Вам большое! За все-все!
20:16 17.11.2012
1
+1
Maria Madrid
Олег Петрович, спасибо, что Вы написали. Я прочла. Вы меня простите, пожалуйста. Я хочу Вас спросить. Не по теме данной статьи. Но, мне просто так важно знать Ваше мнение! Спасибо. Я знать хочу Ваше мнение о предложении ФФУ и лично господина Конькова - Шеве стать ГТ Сборной. Пожалуйста, ответьте мне. Я так хочу знать Ваше мнение. А, мое мнение - что это чуточку глупо и даже гадючно. И по отношению к Шеве, и по отношению к Сборной! Спасибо Вам огромное! С большим уважением к Вам, Маша. Теплых дней и улыбок!:)
20:22 17.11.2012
1
+1
О.П. Базилевич
В сложившейся ситуации такой шаг выглядит вполне логично. Но я уже высказывался ранее - проблема состоит не в том, какая фамилия главного тренера будет названа, а в его квалификации, знаниях, методах и общем направлении его работы. И более того, сначала нужно определиться с направлением работы, то есть с целью, о которой мы говорили - не с турнирными задачами, а именно с целью - и потом, под эту цель, уже выбирать фамилию...
22:49 17.11.2012
4
+1
Maria Madrid
Доброе утро, Олег Петрович! Спасибо большое, что ответили мне. Я поняла Ваш ответ. Может не правильно. Я думала сейчас, когда прочитала Ваш ответ. Я напишу, как я поняла. Ну, мне сложно...Но, я все равно напишу, как я думаю! Я думаю, что логика чиновников ФФУ - как и логика ФК Суркисы. Пригласим - Имя! - и будем прикрываться, как щитом! Чтобы никто-никто не понял, что они не могут! - просто - Не могут! хотеть и ставить цели! Это - не для них! Если дешевые мысли у людей - значит и цели дешевые! Извините, но я так думаю о них! И господина Блохина - без цели! приглашали. Просто -Имя. И еще! Господин Суркис И.М. - ставит абстрактные цели. И всех обманывает! Всех! И от игроков, что-то требовать глупо. Если ставить цели - Вернуть Настоящих Динамовцев + Динамовский Дух + Букву Д...:) Это - абстракция - звучит красиво - но, очень! - очень непонятно. Я так думаю! Но, людей - которые НЕ МОГУТ - это их предел желаний. Это - предел господина Суркиса+Суркиса. И теперь - это предел, четко стал виден у чиновников ФФУ. Я так думаю! Спасибо Вам большое-большое, Маша
10:37 18.11.2012
1
+1
Maria Madrid
Добрый День, Олег Петрович! Ура! Шева - отказался! Я так рада. Все! И еще, я очень-очень рада, что эти чиновники - будут сами в своем болоте вместе с Почетным Президентом! Я хочу - просто, хочу увидеть, что они хоть чуточку любят Украину и Футбол! Маша
15:31 19.11.2012
0
+1
Александр Гудзов
Олег Петрович, примите поздравления с 85-летием Клуба! Здравия и долгих лет! Спасибо за мысли и время, которые уделяете любителям футбола.
22:42 17.11.2012
3
+1
О.П. Базилевич
Спасибо! Хотелось бы больше (всего)
22:55 17.11.2012
4
+1
Александр Гудзов
Я прошу прощения, что привлек Вас к этому диалогу. Понимал, что получу основательный ответ. Но Вы как всегда очень ответственны во всем. Даже в интернет-диалогах. Что-то мне подсказывает, что если сбить ваши мысли здесь на сайте, то можно отдельное пособие издавать. Пишите, мы с нетерпением ждем продолжения. У меня пока дополнительных вопросов не возникло. Все пока корреспондируется с моим пониманием.
00:26 18.11.2012
2
+1
Александр Гудзов
Да, чуть не забыл. Спасибо, Олегу Олеговичу, он выложил Ваши мысли на сайте динамовских болельщиков. Там уже пошло обсуждение. И киевляне, поднимают вопрос о сложности занятий на Нивках, когда живешь на левом берегу. Все хотят отдавать своих детей в руки с "именем". Мне кажется, что идея с "Футбольной лабораторией Базилевича" находит поддержку снизу.
00:47 18.11.2012
2
+1
Александр Гудзов
Да, чуть не забыл. Спасибо, Олегу Олеговичу, он выложил Ваши мысли на сайте динамовских болельщиков. Там уже пошло обсуждение. И киевляне, поднимают вопрос о сложности занятий на Нивках, когда живешь на левом берегу. Все хотят отдавать своих детей в руки с "именем". Мне кажется, что идея с "Футбольной лабораторией Базилевича" находит поддержку снизу.
00:47 18.11.2012
2
+1
Олег Базилевич
У меня вообще есть скромное предположение, что большинство тренеров, и не только детскиx, работает практически "вслепую". Мне приходилось общаться со многими из них ранее, а работу некоторых из них имею несчастье наблюдать и сейчас, когда время пробежки на соседнем стадионе совпадёт с тренировкой или игрой детских команд (что по выходным случается довольно часто).
За 11 лет я ни разу не видел ни одного командного тактико-технического упражнения. Круг или два вокруг поля, квадраты, и двусторонняя под громкие комментарии и указания в стиле "выбей мяч" и "не водись". ВСЁ. Больше ничего.
По моему скромному мнению, наш детский футбол в основном решает совсем другие задачи. Занять детей, отвлечь их от подворотен и компьютеров, дать хоть какое-то полезное движение. В таком своём состоянии он в принципе не может готовить игроков достаточно выского уровня. Исключение составляют, наверное, академии, но эффектиность их работы - это тоже большой вопрос, и не только к самим академиям.
18:39 18.11.2012
3
+1
Александр Гудзов
Трудно с Вами не согласиться, Олег Олегович. У наших друзей сын одно время учился футболу при киевском "Арсенале". Впечатления от такой учебы очень сильно перекликаются с Вашими. Кстати, в моих комментариях по обсуждению "Я спросил у Мастера... (3)" есть предложение по "футбольной франшизе". Правда там речь идет о взрослом футболе, но на мой взгляд, она с не меньшим, а может даже большим успехом уже сегодня востребована в детском футболе.
21:05 18.11.2012
2
+1
Віктор Волошин
Свого часу, дворовий (пляжний...) футбол виконав унікальну функцію як своєрідна доступна, колективна, ЩОДЕННА, змагальна форма колективного дозвілля. Ця специфічна "форма буття" була чи не головним чинником фізичної підготовки. При цьому, відпрацьовувалась не лише індивідуальна майстерність, а й здатність до колективної дії, наполегливість, сміливість, здатність до просторового мислення. Сучасні реалії вбивають це явище до скону. Двори вже не є місцем для гри. Ще щось залишилося у віддалених від великих міст селах та містечках. Та чи мають тамтешні хлопці потрапити до команд майстрів? Незначний... За час, що сплив від дитинства автора виникли привабливі альтернативні види дозвілля: телебачення, комп'ютер (інтернет, скайп, соціальні мережі...), мобільні телефони з широкими можливостями, а ще пиво-горілка-енергетичні напої, наркотики, ігрові автомати, клуби... Тож, дворовий футбол вмирає. А ще є таке явище (про яке мені розповів один з батьків колишнього юного футболіста) як "стимулювання" тренерів дитячої школи "Динамо" грубими грошима. Через що, до школи потрапляють переважно ті, за кого гарно заплатили. З цими молодими "талантами", скільки не працюй, які мудрі схеми і педагогічні прийоми не застосовуй, особливих здобутків не буде.
00:09 19.11.2012
4
+1
Александр Гудзов
Виктор, думаю, что во всех ваших словах правда. К ним еще присоединится не одна тысяча любителей футбола. Но кроме констатации надо все же найти выход из создавшегося положения. Затем кто-то должен взвалить на себя ношу решения проблем. Но, это следующий шаг. Сейчас давайте с помощью Олега Петровича, попробуем поискать выход.
00:41 19.11.2012
1
+1
Anatoli Grigorenko
Добрый день!
Добавлю к дискуссии и своим комментариям по этой публикации на другом сайте.
Спонтанность игры в футбол важна для привлечения бóльшего количества детей в футбол. Организованный учебно-трениривочный процесс строящийся на основах уже глубоко заинтересованных, а значит мотивированных, детей будет намного эффективнее.
Идеал системы учебно-тренировочного процесса, на мой взгляд, не сможет работать по жёстко-организованной модели детско-юношеского спорта на всех уровнях обучения.
Уровень компетентности и социальный статус детско-юношеских тренеров требуют повышения. Методические разрабтки для работы с детьми - отличное средство для повышения качества работы д-ю тренеров. Использование современных методов коммуникации и обмена информацией упрощает обмен информацией, что должно способствовать улучшению условия для повышения компетенции тренеров.
Школам слава, но условия для самоорганизованного спонтанного занятия спортом и футболом в частности, именно то, что поможет многим талантам найти вдохновение и интерес, а тренерам найти своих талантов.
15:49 23.11.2012
4
+1
Дэви Аркадьев
Дорогой Анатолий, на мой взгляд, Вы в своём комментарии затронули целое глобальное направление подготовки юных футболистов! Разумеется, "плюсик" Вам за эту мысль (жаль, что технически могу поставить только один!?). Я уже не говорю об Олеге Петровиче, Олеге Олеговиче, Александре Гудзове и других авторах и посетителях этого, с моей точки зрения, умного и полезного - особенно для подрастающего поколения! - с а й т а...
11:19 24.11.2012
3
+1
О.П. Базилевич
Да, мотивированные дети обучаются намного лучше. Здесь очень важно сотрудничесто родителей и детских тренеров. Футбол надо любить. Любовь к футболу - наилучшая из возможный мотиваций Любить - значит с радостью отдавать время, старание, силы. Такое отношение надо всячески укреплять и развивать. Сегодня такое отношение - редкость...
21:41 26.11.2012
2
+1
Андрей Записоцкий
Раньше, в эру "до компьютеров, телефонов, интернета" - футбол был то, что сейчас называется "фан". Мы выбегали из дома и до вечера гоняли мяч, абсолютно не задумываясь о размерах контрактов ))) звезд, системах премирования и т.п... Летом - футбол, зимой - хоккей..
И это был многомиллионный пласт - откуда через ДЮСШ, Кожаный мяч и т.п. черпались таланты. Пусть они не знали об УТП, но они искренне любили футбол....
Сейчас этого нет. Увы.
13:35 01.12.2012
1
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев