5
+1

Продолжение диалога. Важные особенности тактической подготовки команды

Продолжаем обсуждать пути освоения эффективных командных тактик
Upr.1_original
- «...если команда не умеет быстро переходить в атаку, плохо использует фланги, не умеет создавать разряженное пространство в обороне, куда врываются игроки, то соответственно можно сделать вывод, что во время тренировок этим элементам не уделяется достаточно внимания... Но это только одна сторона проблемы. Когда команда не отрабатывает эти элементы, то она и не учится защищаться от них…”

Это справедливое наблюдение. Рассмотрим пример. Упражнения, направленные на освоение командных тактических приёмов лучше выполнять, разделив игроков на две группы. Напрмер, упражнение “Атака против организованной обороны – с испльзованием флангов, “забеганий”, нацеленных передач и игрой в опережение”. Такое название упражнения, хоть может показаться длинным, тем не менее полностью отражает то, чем заняты две группы игроков. Сиутация максимально приближена к игровой, атакующая группа имеет на одного игрока больше, перед ней стоит задача создать и использовать локальное численное преимущество – например, на флангах. Время ограничено, интенсивность максимальная, количество повторений задано.

Понятно, что в процессе выполнения такого упражнения игроки второй группы отрабатывают “навыки противодействия”. Такое противодействие включает в себя и персональную опеку нападающих, и взаимоподстраховку, и борьбу за мяч. Они должны стараться не допустить исполнения фланговой передачи, а также не дать игрокам группы атаки сыграть в опережение. Таким образом, мы видим, что в ходе одного упражнения команда одновременно осваивает достаточно сложные навыки огласованных действий как в атаке, так и в обороне.

- “… много ошибок в оброне при стандартных положениях, нам часто забивают после угловых. При этом наши стандарты исполняются не лучшим образом…”

Это дейстительно так. Всё, что сказано об освоении навыков командной игры в концовке атаки, относится и к стандартным положениям. Конечно, калификация игрока, исполняющего удар, очень важна, но согласованному манёвру игроков группы атаки, которые пытаются сыграть в опережение, нужно тоже уделять много времени на тренировках. Если этого не делать, стандартные положения в нашем исполнении будут недотаточно эффективны, а в исполнении соперника – дотавлять нам много хлопот.

- “…эти и другие ошибки – результат несоответствия происходящего на поле тому, чему обучается команда на тренировках. Контроль мяча и катание мяча без существенного сопротивления - этот элемент отработан хорошо. А вот под прессингом - уже проблема…”

С этим тоже нужно согласиться. Сделаем небольшое отступление и вспомним, о чём мы с вами говорили ранее – о том, что футбольная наука в известном смысле подобна военной. Ведь мы говорим о тактике и стратегии, об атаке и обороне, об использовании флангов, о необходимости согласованных действий. Аналогичным образом в подготовке и воинских подразделений, и футбольных команд много времени должно уделяться работе в условиях, максимально приближённых к реальным. Поэтому такого несоответствия происходящего на поле тому, чему обучается команда на тренировках, быть не должно.

Пример с контролем мяча весьма показателен. Сегодня много говорят об “испанском стиле”. О том, что мы тоже хотим видеть контроль мяча “в стиле Барселоны” в исполнении наших игроков. При этом часто упускают из виду, насколько активно действуют игроки и команды, которых нам сегодня ставят в пример, именно в фазе отбора мяча. Здесь мы снова видим две стороны одной медали. Если мы целенаправленно не работаем над коллективным отбором мяча, то соответственно, наша команда не будет уметь надёжно контролировать мяч в условиях прессинга. Хотите улучшить контроль мяча – выполняйте упражнения с коллективным отбором.

В конце концов, есть множество командных упражнений с сопротивлением. Все они построены по принципу “действие-противодействие”. У тренера есть широкий выбор таких упражнений, а также неограниченный простор для придумывания новых – исходя из собственных представлений об организации игры.

В этом, собственно говоря, и состоит одна из многочисленных задач тренера – постоянно моделировать типичные, повторяющиеся фрагменты игры, и осваивать навыки соответствующего командного взаимодействия в ходе тренировочных занятий по принципу “действие-противодействие”. Так тренерское видение организации игры может быть воплощено в различных командных тактиках.

Из сказанного следует, что устное изложение видения игры, замечания игрокам, двусторонние игры, спарринги, тренерские установки и подсказки с кромки поля – всё это плохо работает, если в тренировочном процессе отсутствует моделирование конкретных игровых ситуаций, о котором мы только что говорили.


Иллюстрация. Командное тактическое упражнение. Атака против организованной обороны с созданием численного преимущества на флангах («забегания»)

Комментарии

No_avatar
Дмитрий Светличный
Спасибо, Олег Петрович, за обстоятельные ответы. ---- Только сегодня утром собираясь на работу размышлял над отработкой на тренировках длинных диагоналей. Наверное, такие тренировки существуют. Играя фантазией я представил это следующим образом. ---- Один защитник располагается на центральной линии ближе к боковой, второй на противоположном углу штрафной. Одни полузащитник-нападающий располагается перед первым защитником и создает разного уровня помехи. Второй находится на противоположном фланге у боковой. Задача первого защитника отдать мяч на противоположный фланг, второго сместиться и помешать принять, отобрать и т.д. При удачном приеме мяча задача нападающего обыграть и отдать острую передачу в штрафную. Затем задача обращается и защиткик у угла штрафной отправляет в контратаку нападающего у центральной линии, а первый защитник старается помешать. Соответственно и другой нападающий создает помехи защитнику. ---- Наблюдая за последней игрой Динамо и Шахтера, с сожалением приходилось констатировать, что Динамо не владеет и малой частью тех технических действий, которыми на задумываясь пользуется Шахтер.
21:55 27.09.2012
3 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Конечно, Дмитрий, каджый тренер придумывает упражнения для освоения тех или иных приёмов. Поэтому разных упражнений может существовать очень много. Однако если тренер стремится к тому, чтобы в каждом тактическом приёме участвовали большие группы игроков, то соответственно, такие упражнения надо проводить с участием именно таких групп. Наилучший эффект - использование неравных составов: 3 на 4, 4 на 5, 5 на 6, 6 на 7 и т.д. Так команда учится создавать и использовать локальное численное преимущество в активных зонах.
13:13 04.10.2012
2 +1
6a00d834515e6669e20120a5ce4d6c970b-300wi_thumb
Maria Madrid
Добрый вечер, Олег Петрович! Спасибо. Я все поняла. Вот эти Ваши слова - и подсказки с кромки поля – всё это плохо работает, если в тренировочном процессе отсутствует моделирование конкретных игровых ситуаций...- я улыбнулась. Ну! С подсказками с кромки поля в ДК теперь сложилось четко!:) Ну, и ладно. Еще. Я думала - и хочу Вас попросить. Пожалуйста, давайте Вы будете интересные Игры разбирать чуточку. Пусть Барселону. В ЛЧ. Ведь будет так классно. С видео. Я конечно хочу Реал, но, ничего страшного. Пусть Барсочку. Будет так здорово! Или, просто, Классные Умные Игры ЛЧ. Тактика - Исполнение - я бы очень с большим интересом Вас читала. И я думаю многим будет интересно услышать Ваше мнение. Не важно, что есть европейские сайты - их разборы - клубные. Я Вас хочу читать! Мне очень интересно и понятно. Спасибо большое, Хороших выходных, С большим уважением к Вам, Маша.
20:44 28.09.2012
1 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Спасибо, Мария, это интересное предложение. Об этом можно подумать. Но разбирать матчи целиком, наверное, нет смысла. Лучше обращать внимание на отдельные "содержательные моменты" и то, как они связаны с общей организацией игры.
13:16 04.10.2012
2 +1
6a00d834515e6669e20120a5ce4d6c970b-300wi_thumb
Maria Madrid
Добрый День, Олег Петрович! Спасибо Огромное! Да-да, пусть отдельные моменты в связке с рисунком игры. Ой, как классно:) Спасибо. Я уже думала и чуточку волновалась, когда Вы не отвечали. Я испугалась, что глупость сказала. Ой. Ну, все отлично! Спасибо большое. Так!:) Теперь ждем матчей. 7 - Классико! Ух..!:) Хорошо. Еще раз спасибо. Хороших Ярких Матчей и Наслаждений, С большим уважением, Маша.
16:27 04.10.2012
1 +1
No_avatar
Вадим Добрынин
++Напрмер, упражнение “Атака против организованной обороны – с испльзованием флангов, “забеганий”, нацеленных передач и игрой в опережение”. Такое название упражнения, хоть может показаться длинным, тем не менее полностью отражает то, чем заняты две группы игроков. Сиутация максимально приближена к игровой,++ А теперь рассмотрим реальную ситуацию: матч ЧЕ-12 Украина-Франция. Все помнят, надеюсь, что францы настолько плотно перекрыли фланги, что складывалось впечатление, что они поставили шлагбаумы на пути наших фланговых игроков. Да, против Карпат и Зари ДК можеткак-то взаимодействовать на флангах, а вот против того же ПСЖ (а сборная - против топов) - уже проблемы. Я хочу этим сказать, что при организации своих собственных взаимодействий тренер должен исходить из того, что ему будет противодействовать не менее подготовленный оппонент. Исходя из этой посылки, наша команда должна обладать набором самых различных способов проникновения на ударные позиции перед воротами врага: с тем, чтобы в том случае, если мы упираемся "в шлагбаум", то наши футболеры смогли применить противодействие этому тактическому ходу врага. Например, мне очень нравится такой прием Барсы с целью вскрытия флангов соперника: их мелкопасье в центре поляны на половине врага объективно приводит к тому, что игроки противника стяиаются в именно в эту часть поля и тем самым открываются фланги - куда "с удовльствием" врываются игроки Барсы.
11:10 29.09.2012
3 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Да, Вадим, разнообразие командный действий - необходимое условие. Именно поэтому мы говорим, что каждое командное действие должно логически подготавливать следующее. Ситуаций, в которых противодейстие соперника ставит нас в тупик, и мы не знаем, как продолжать атаку, быть не должно. Пример Барселоны, который Вы приводите, удачный, но наверное, не только потому, что её тактический арсенал разнообразен, а скорее, потому, что мы привыкли видеть тактическое однообразие многих других команд.
13:23 04.10.2012
2 +1
No_avatar
Дмитрий Светличный
Интересно было наблюдать за первой игрой Динамо при Блохине. --- Было видно желание играть по-другому, только не было навыков. Особенно в первом тайме. Возник огромный разбаланс между желанием и возможностью. И главное в разной скорости и способности перестроиться. Одни побежали в направлении требований ГТ, другие остановились на прежней позиции. Все двигались хаотически. --- Во втором тайме Блохин, видимо, немного отпустил психологически (наверное, сначала немного перегрузил их) и постепенно хаотическое движение стало приобретать свою направленность. --- Почти весь матч при атаке держалась вся ширина поля, не сбиваясь в центр по-сёмински, но гол был типично сёминский. --- И еще меня мучил вопрос, почему Шовковский далеко выбивал мяч в борьбу, когда соперник встречает мяч лицом и поэтому этот прием был мало эффективен. Почему же он не организовывал атаки более надежным способом? --- Этот матч стал очень показательным в плане способности игроков воспринимать другие требования. Дал, мне кажется, много информации к размышлению и показал, что значит в плане восприимчивости интеллект, мастерство, эрудиция и просто психологическая готовность. --- Интересно будет следить за последующей эволюцией команды и воплощением идей Блохина. --- Но однозначно мы увидели акцент на совершенно иной футбол. И это направление меня больше радует, как человека воспитанного на таком футболе.
19:42 29.09.2012
4 +1
No_avatar
Вадим Добрынин
Ради спортивного интереса ответьте, плз: А если бы ДК играло как Барса, понятно, что своим составом, но в схему Барсы и играло успешно (вышло бы в плей-оф ЛЧ, стало чемпионом Украины) - Вас бы радовало такое ДК ?
00:10 01.10.2012
1 +1
No_avatar
Дмитрий Светличный
Ради спортивного интереса отвечу :), но сразу замечу, что правильного ответа не существует. --- Для меня боление - это (в том числе) азарт и адреналин. Другие команды (не ДК) мне его дают намного меньше. А под Барсу я засыпаю. Тут уж против физиологии не очень попрешь. :) --- Меня любые победы Динамо радуют. Поэтому я прямо заявляю, что я радуюсь победам, хоть меня может раздражать, нервировать и бесить, как играет команда. --- Вот и жена, и дети меня не очень понимают, но так есть. --- Я возмущался тому, как бестолково вся атака Динамо сбивалась в кучу при пустующих флангах, куда можно было врываться, но не врывались. А сколько раз наблюдалась картина, когда Гусев стоит свободный на бровке, но вместо среднего паса туда прибегают с мячом и доводят мелким пасом, когда все преимущества положения тают. И при этом неоднократно наблюдал разочарование Гусева. Но такова была игра. --- Но ответ на вопрос получатся сложным. Игра не радует, но радует результат. --- Наверное, если бы играли, как Барселона, выигрывая звание за званием, может и игра стала бы радовать - но это чисто гипотетическое предположение. Нам ведь часто только кажется, что мы поступим так, а когда приходит момент и мы к нему не готовы, но поступаем иначе.
19:04 01.10.2012
1 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Верно подмечено про отсутствие навыков. Устойчивый командный навык (коллективный динамический стереотип) требует длительного времени и большого количества повторений. Успех такой работы зависит от многих факторов, к том числе и от готовности и желания игроков корректировать свои индивидуальные игровые стереотипы в соответствии с новыми для них командными задачами.
13:26 04.10.2012
2 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

апреля 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345