Бумажные носители информации держатся из последних сил. Как-то очень уж резко кривая их развития существования пошла вниз. Не буду здесь сравнивать их modus vivendi с тем, как живут СМИ электронные, приведу только мнение одного уважаемого среди шакалов ротационных машин и гиен фарса мнение: «Век печатных СМИ заканчивается, а эра электронных еще на началась. Этакое междуцарствие». На всем пространстве бывшего Союза идет процесс, отмеченный печатью растерянности, упадка и непонимания того, что происходит.
Между тем, есть два момента, в той или иной степени наталкивающих на размышления. Первое — экономический кризис сократил объемы рекламных бюджетов, за счет которых жили многие частные издания. Второй — владельцы как отдельных газет / журналов, так и многопрофильных холдингов убедились внезапно, что они преотлично могут обойтись и без медийных активов, которые завели в свое время по разным поводам, но по одной причине — хотелось иметь в руках некий «инструмент влияния». Обнаружилось, что: а) никакого такого особого влияния СМИ не дают, один геморрой — расходы, заботы, насмешки и упреки со стороны «старших товарищей» в политике и бизнесе б) никто особенно и не против, чтобы закрылось то или иное издание с тиражами от 1000 до 3000 экз., а именно таковыми чаще всего являются закрываемые газеты (врут-то обычно, что тираж — огого! - но на деле все скромнее). Никто не против — ни общество, ни власть, ни политические силы.
Что говорить — закрываются куда более мощные и интересные проекты даже в США и Грэйт Бритн. С традициями, с опытом, с более чем лояльной читательской аудиторией. Наши украинские, русские и прочие старосоветские беды на этом фоне — подковы на лапках лесковской блохи.
Кроме неумения и нежелания владельцев и менеджмента вести газетные корабли через бурные воды экономических неприятностей и трудностей, есть и вещи чисто психологического плана. Некогда самая читающая в мире страна за двадцать лет прошедших после смерти ее государственного тела, породила три совершенно независимых друг от друга слоя читателей-потребителей. Есть, конечно, довольно много людей в возрасте от 35 до 75 лет, которых хочется читать бумажные газеты — в силу привычек, пристрастий, эстетических приверженностей. Но есть и молодая поросль — от 20 до 35, которая все больше и больше привыкает к электронному чтению в интернете или на носителях (всякого рода «читалки», которых уже много, а будет необозримо больше). Не приученные к чтению пахнущего типографской краской листа, они читатели другого сорта. Им неинтересно читать большие объемы. «Неинтересно» в том смысле, что у них по другому воспитано зрительно и мыслительное восприятие текста. Им нудно читать долго, им хочется впитывать много, но в небольших объемах. И, наконец, третья категория — от 15 до 22-25. Это подрастающее поколение читателей, это читатели завтрашнего дня. Не все из них, но многие уже сегодня всей жизнью нацелены на то, чтобы воспринимать мир из расширенных заголовков и комментариев.
Каждый их этих сегментов читательского рынка, рынка читательских восприятия, воззрений и пристрастий уже сейчас мало-помалу получает свои инструменты для потребления информации. Неудивительно, что продукты электронные и программные уходят в эту вселенную, забывая о печатных СМИ. Да и чего о них вспоминать — их технологии были отработаны за 20 век до тонкостей. Равно как и технологии дистрибуции, рекламы и пиара.
Общее место — электронные СМИ поставят на колени печатные и зверски убьют. Это верно. Но что-то мешает это сделать уже сейчас. Что же именно? Как ни странно, это кадровый голод и заторможенность восприятия современных трендов журналистики самими журналистами. Лучшие из них воспитаны в печатной традиции. Для преодоления этой традиции необходима встряска, и встряска жестокая. Она и приходит в виде закрытия газет, доведенных (я не сомневаюсь, что в этом вина и владельцев) до лабильной несостоятельности. Следующим шагом прогресса по идее должны стать: массовое развитие интернета до уровня развития телевидения, и вброс денег в сферу электронных СМИ. Первое сделать, несмотря на технические и прочие трудности, бизнесу куда легче. Со вторым бизнес не знает, что делать, бизнес не видит пока «выхлопа» от этого вида деятельности. Да, расходы на интернет-издания вроде как меньше (причем, я не уверен, что это по умолчанию та, пока как минимум), но рекламный бизнес и самое главное — бизнес продаж, набор алгоритмов для него пока не готовы.
Что делать в этих условиях журналистам-традиционалистам? - Учиться интернету самым настоящим образом. И вытравить их мозгов саму мысль о том, что бумажным СМИ удастся успешно конкурировать с электронными уже в ближайшем будущем.
Написал Олег Измайлов
14:48 06.05.2011
Рейтинг
5
+1
Срочно помер...
Так ли уж нам нужны (и важны!) газеты, отпечатанные на продуктах переработки древесины?
Комментарии
Константин Дусановский
Очень актуальная статья. Полностью согласен с автором Учиться, учиться и еще раз учиться !
15:43 06.05.2011
3
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев