Наши древние летописцы – всего лишь люди. Иногда, или даже часто, как принято сейчас говорить, политически заангажированные. Многое принимающие на веру, бездумно повторяющие чужие глупости, или некритично вопроизводящие нечто, услышанное от других людей. К тому же они не были путешественниками, и их жизненный кругозор был довольно узок. И чтение, которое, как известно, во многом формирует личность, у них тоже вряд ли отличалось большим объёмом и разнообразием. Да и язык, на котором они писали – это не тот язык, которым они пользовались в повседненой жизни. Ведь писали они на архаичном книжном варианте староболгарского, завезённого к нам из около-византийских пределов. А народно-разговорный язык Киевской Руси лишь проступает сквозь их тексты в описках, ошибках, целых словах и грамматических конструкциях.
И ещё они были оторваны от предшествующей письменной традиции, сам факт существования которой достаточно сомнителен. У них не было авторитетных письменных источников, поэтому чем дальше по времени отстоят от летописных времён события, излагаемые в летописях, тем стремительнее уменьшается достоверность фактов и надёжность интерпретаций. Сказки и легенды, обильно сдобренные домыслами и украшательством, байки (не мотоциклы), а зачастую просто выдумки – вот тот материал, с которым приходится иметь дело историкам дописьменного периода Руси. А ведь этот период формирования нашего этноса исключительно важен для понимания того, что же он есть на самом деле, откуда он взялся, и какие будут дальнейшие траектории его развития. Потому что этносы – как дети, их характер и судьба во многом определяются на самых ранних этапах их жизни.
Например, раннефеодальные войны VI в. , фактически расколовшие королевство франков на Нейстрию, будущую Францию, и Австразию, будущую Германию, полстолетняя «война Брунгильды и Фредегонды», подробно описаны Григорием, епископом Турским в его знаменитом сочинении Historia Francorum (история франков). Нам повезло меньше – у нас, к сожалению, нет письменных источников, которые зафиксировали бы рождение Руси непосредственно в ту историческую эпоху, когда это рождение происходило.
Загадочный, скрытый во мраке до-летописных столетий, момент рождения славянского этноса. Мы даже не можем с уверенность поместить его в потоке времени, как мы этот поток себе представляем. Вопрос, ответ на который за неимением фактологичексой базы и надёжных письменных свидетельств оставляет огромный простор для недобросовестных и/или заангажированных псевдо-учёных, для их произвольных интерпретаций и домыслов. Большинство исследователей всё же сходятся на том, что археологические культуры, которые можно более-менее надёжно интерпретировать как славянские, относятся к V веку нашей эры. Более ранние культуры, условно и возможно, следует относить к прото-славянским. Впрочем, оставим эти споры археологам, и обратимся к более широкому историко-географическому контексту Восточной Европы этих давних времён.
В III-IV вв. н.э. Рим ещё силён, но уже неуклонно движется к упадку. Он уже осознал, что традиционный восточный соперник – Парфянское царство – лишён завоевательного импульса и не представляет угрозы самому существованию Империи. Теперь Рим вынужден серьёзно считаться с европейским Барбарикумом. Укрепляются границы, ведётся активная дипломатия и расширяется культурно-политическое влияние Рима на ближние и дальние варварские народы. Народы, уже пришедшие в движение, которому суждено будет вскорости положить конец античному миру и породить мир средневековый, и в конечном итоге создать основной шаблон современной уже нам политической карты Европы.
Среди таких движений в Барбарикуме, несомненно, одно из самых значительных – переселение готов из Скандинавии через нижнюю Вислу в Поднепровье. Здесь им удалось создать огромное государство, которое они назвали Ойум, и которое стало первым варварским королевством и предвестником появления новой, раннефеодальной Европы. Основным природно-географическим стержнем Ойума стал Днепр и его притоки, в первую очередь Припять и Десна. В условиях отсутсвия дорог римкого образца именно водные артерии играли важнейшую роль в перемещениях товаров и войск, как и в распространении культурных и политических влияний. Припять, верховья которой граничат с бассейном Вислы, была дорогой на запад. Десна, через свой северо-восточный водораздел с бассейнами Волги и Оки – дорогой на Восток. И разумеется, Днепр, или, как его называли готы, Данпар, как видим, был дорогой «в греки» – задолго до того, как стал дорогой «из варяг».
Собственно, поэтому нам следует обратить особое внимание на Вышгород. Киев лежит немного южнее, поэтому если мы захотим, отправляясь из Киева, проплыть в Припять или Десну, доведётся некоторе время грести против довольно сильного днепровского течения. Отплывая из Вышгорода, такого неудобства можно избежать. Здесь всё тот же возвышенный правый берег Днепра, весьма пригодный для обустройства города, и ныне скрытые водами Киевского водохранилища удобные заводи. Преимущественно положение Вышгорода с точки зрение водно-транспортной логистики оценил и Владимир Мономах – по некоторым сведениям, он приказал устроить здесь переправу через Днепр.
И ещё здесь начинаются густые смешанные леса киевского полесья. Те самые, «кардиологические», состав древесных пород которых уже давно оценили медики – определённое, присущее этим лесам сочетание хвойных и лиственных деревьев, делает состав воздуха лечебным при заболеаниях сердечно-сосудистой системы. Впрочем, и здоровым людям от пребывания в таких лесах польза выходит немалая. Такими же были эти леса и в древние времена, только, разумеется, более густыми и непролазными. И наверняка одухотворёнными и священными, как и многое для наших далёких предков. Может быть, даже внушавшими некоторый страх.
Страхолесье. Интересный местный топоним, происхождение которого столь же очевидно, сколь и загадочно. Не здесь ни начинался легендарный Мирквид – «тёмный лес» - священный лес готов на берегу реки Данпар, вблизи города Данпарштадта, столицы королевства Ойум? Доказать или опровергнуть это предположение может только археология. Она же, однако, пока не спешит этого делать – в силу незначительной археологической изученности территории Украины она оставляет широкий простор разного рода домыслам и предположениям. Данпарштадт предположительно локализуют от Каховки до Вышгорода. В силу наличия Припяти, Десны и Страхолесья кандидатура Вышгорода представляется автору этих строк наиболее предпочтительной – если уж речь зашла о домыслах и предположениях.
Вышгородские кручи над Днепром сложены теми же породами, что и киевские,лёссами и песчаниками, весьма удобными для устройства пещер. Сейчас уже очень тяжело установить, кто и когда начал рыть вышгородские пещеры – как, впрочем, и киевские. В любом слуачае, не стоит целиком относить их ко временам Киевской Руси. Вероятнее всего, дело было начато значительно ранее. Подземные лабиринты исследованы недостаточно. Может быть, там будет найдена библиотека Ярослава Мудрого (если она вообще существует). Ярослав, кстати, умер в Вышгороде. В этом же городе былы погребены и первые христианские святые Руси, Борис и Глеб. И здесь же держал свой гарем князь Владимир, который Красное Солнышко.
Археологические раскопки в Вышгороде проводились с 30-х гг. прошлого века. Открыты детинец и посад времён Киевской Руси, найдено множество артефактов – напрмер, самое древнее пасхальное яйцо Украины; обнаружены ремесленные кварталы гончаров и металлургов. Однако в силу понятных причин несмотря на ряд находок, готский Вышгород всё ещё остаётся загадкой – разумеется, как можно было в советские годы что-то упоминать о древнегерманском королевстве на территории страны, «где так вольно дышит человек». И где – там, где располагается самая что ни на есть колыбель нашей государстенности... Возможно, и сейчас это кому-то может не понравится. Впрочем, здесь мы затрагиваем вопрос о том, насколько свободна должна быть наука вообще и исследователь в частности от субъективных этнокультурных и политических симпатий и антипатий. Вопрос, в который, пожалуй, не стоит далее углубляться.
Отметим лишь, что вся сложная и запутанная, противоречивая и иногда даже кровавая, этническая, культурная, политическая и духовная история нашей родины является нашим бесценным наследием, и было бы глупо, если не преступно, игнорировать какую-то его часть...
Написал Олег Базилевич
21:00 15.08.2011
Рейтинг
12
+1
Может, всё-таки Вышгород?
Размышления о до-летописной Руси
Комментарии
Константин Дусановский
Мне кажется, из названия статьи необходимо удалить "может". Другого кандидата чем Вышгород найти трудно.
Если и найдутся, то Вышгород кандидат № 1.
22:08 15.08.2011
2
+1
Юрий Луценко
Zikochka some of this stuff is a bit doubtful.... Otherwise amazing! I never knew your writing style... So we are growing up aren't we?
21:09 16.08.2011
1
+1
Олег Базилевич
Any stuff is doubtfool, you know :-) Glad that you liked it. Growing? Yes, I put on a couple of extra pounds, if it is what you mean...
11:33 17.08.2011
0
+1
Наталья Пащенко
буквально сегодня рассматривала печатки Ярослава Мудрого............и печатки с изображением Бориса и Глеба))))) вот это совпадение!
22:27 17.08.2011
0
+1
Олег Базилевич
Ничто не случайно, и ничто не совпадение. Как говорил Винни-Пух - "это жжжжжж неспроста..."
22:32 17.08.2011
0
+1
Alexander Bogomazov
Интересное предположение. Живу в Вышгороде, недалеко от Мирквида:)
10:19 11.05.2012
1
+1
Олег Базилевич
Здорово. Думаю, неспешные прогулки по Вашим окрестностям могут натолкнуть ещё на какие-то мысли :-)
09:42 03.08.2012
0
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев