Итак, как сообщалось в предыдущей статье, 21 декабря 2012 года в 17:00 состоится открытие выставки «Народы России», посвященной обычаям, нравам и костюмам народов Российской империи начала XIX века (Борисоглебская, 2).
Что ж, спасибо за информацию. Выставка, пожалуй, на самом деле обещает быть интересной. Народ будет занят встречей конца света и к 17-00 в большинстве своём уже наверняка слишком пьян, чтобы заявиться на какую-то выставку, поэтому большой толкотни при открытии не предвидится. Наверное, стоит сходить.
Но описание события как-то настораживает. Слишком уж апологетично по отношению к царской России и слишком уж в контексте идеологии «русского мира». Представляется, что вместе с «котлетами» несомненно интересных и познавательных изображений, сведений и артефактов, относящихся к истории, традициям и культуре многочисленных народов Российской империи, нам также подсовывают пропагандистских нео-имперских «мух». Особенно самую жирную и волосатую из них, назойливо зудящую, какое, дескать, славное было житьё под рукой батюшки царя... Зы-зы-зы...
Да, к началу XIX века, после серии справедливых захватнических войн и честных аннексий, империя на самом деле стала очень велика. Но её размеры, и без того чрезмерные, уже таили в себе опасность и для неё самой, и для населявших её народов. Ведь с точки зрения эффективности управления размер управляемой системы – это тоже проблема. Российская империя представляет собой классический пример невозможности эффективного управления «слишком большой» системой – особенно если принять во внимание технический уровень и быстродействие средств передачи информации от центра к периферии. Размер, конечно, имеет значение, но не всегда чем больше, тем лучше. А после определённого предела – больше уже только хуже.
Помимо размера, также очень важна конфигурация. С точки зрения эффективности управления государством, конфигурация его территории может играть очень важную роль. Совершенно немыслимая, наибольшая в мире сухопутная широтная протяжённость в сочетании с положением центра контроля и принятия решений (столицы), «зажатого» в левом верхнем углу карты – крайне неблагоприятная конфигурация, сама по себе максимизирующая уровень коррупции и создающая много других управленческих проблем.
Многонациональный состав населения, с точки зрения управляемости всей системы – тоже скорее минус, чем плюс. Сам факт множественности национальностей, проживающих в пределах одного государства, безусловно, является источником дополнительных возможностей для его социального экономического и культурного развития. Но если все эти национальности в основном проживают в рамках своих традиционных этнических территорий, культурное взаимодействие которых затруднено, а «экономическая несвобода» подавляющего большинства населения колоссальна, то эта множественность – скорее проблема, чем возможность.
Далее, многонациональный состав более или менее несвободного населения, сосредоточенного в основном в пределах свои этнических территорий – это никакая не уникальная особенность Российской империи начала XIX века. Подобные проблемы имела Турция, Австро-Венгрия, Циньский Китай. То есть, мывидим, что были и другие континентальные «лоскутные» империи, которые все как один оказались неспособны справиться с новыми вызовами XIX века и погибли в начале века следующего. Поэтому спустя почти 100 лет после их гибели все эти россказни о том, какой хорошей была одна из них, кажутся как минимум странными.
Ложным является и утверждение и о том, что Российская империя «...превращалась в многоконфессиональное государство», в котором «мирно уживались православие, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм и язычество». Здесь даже немного смешно – во-первых, само по себе такое перечисление игнорирует наличие христианства как такового, представляя его разделённым на конфессии, статус которых – через запятую с исламом, буддизмом и язычеством. А во-вторых – упомянули даже о язычестве, но как-то скромно умолчали об иудаизме – видимо, «мирно уживаться» с последним никак не получалось. Ну и в третьих – уже совсем не смешно – было ведь государственное православие, управлявшееся, по сути, министерством по делам православия, то есть Синодом. А всё остальное презрительно-отчуждённо звалось «инославием», а носители его, инославия – и вовсе пренебрежительно, «инородцами». Вот такое вот «уживание»...
Понятное дело, выставка будет проходить под эгидой организации с характерным названием «Россотрудничество». Поэтому сложно ожидать отсутствия пропагандистских великодержавных «мух» на подаваемых ею «котлетах» по адресу Борисоглебская, 2. Но что касается самих котлет – здесь, судя по всему, гурману всё-таки будет чем угоститься...
Изображение найдено по адресу - http://mazzoniguide.livejournal.com/108443.html
Написал Олег Базилевич
20:48 19.12.2012
Рейтинг
6
+1
Котлеты и мухи народов России
Отзыв на предыдущую статью об открытии весьма интересной выставки ("Народы России")
Комментарии
Іван Поліщук
Взагалі зараз скрізь дуже багато пишуть про те, яка хороша була Росія за царя, і що саме царська Росія має бути зараз взірцем для РФ :-) Щось воно їм і досі свербить... Автору щира подяка :-)
20:59 19.12.2012
6
+1
Victor Polk
Интересный взгляд. Пока не будут отделены мухи от котлет, куры от яиц и т.д. мы не сможем объективно смотреть на историю народов России. Россия пишу с большой буквы, в надежде, что россияне лавру будут называть Печерской.
23:53 21.12.2012
3
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев