12
+1

От Малевича до Базилевича

Пятница, 17 декабря 1915 года был вполне обычным днём для Петербурга...
3-4-5_colour_original
Пятница, 17 декабря 1915 года был вполне обычным днём для Петербурга – с рано наступающей темнотой и холодным, пронизывающим ветром, который не слишком располагал к пребыванию на улице. Небо было плотно закрыто облаками, и растущая луна в её второй фазе не могла помочь уличным фонарям, чей тусклый свет едва рассеивал холодную мглу. Особенно неуютно было на продуваемом всеми ветрами Марсовом поле. Торопливые прохожие поднимали воротники. Некоторые из них спешили к старинному зданию XVIII века на углу Марсова поля и Мойки, где располагалось помещение “Художественного бюро” Надежды Евсеевны Добычиной, известной петербуржской галерейщицы тех лет. Там открылась “Последняя кубо-футуристическая выставка картин” под странным названием, в котором не было ни одного слова, одни лишь цифры – “0,10”.

Идея такого названия выставки принадлежала киевлянину Казимиру Малевичу, вошедшему в историю в качестве основателя нового направления в живописи – супрематизма. Число “0,10” символизировало сведение всех предметных форм “к нулю” и переход от кубизма, который, кстати сказать, и без того уже свёл сложные формы к предельно простым, к “супрематизму” – то есть к полной беспредметности. Об этом Казимир Малевич писал в своей программной брошюре “От кубизма к супрематизму”, выход которой был приурочен к открытию выставки. Выставка называлась “последней”, поскольку предполагалось, что кубизм изжил себя и теперь наступает время супрематизма. И, разумеется, среди прочих картин публике был впервые представлен знаменитый “Чёрный квадрат”.

Прошёл почти век, или 1272 лунных месяца. Снова была пятница, 11 февраля 2011 года – дата сама по себе интересная, поскольку представляет собой палиндром, то есть читается одинаково как в прямом, так и в обратном порядке: 11022011. В Киеве было слегка морозно, но ветер почти не дул. Плотные облака к вечеру затянули небо, и растущая луна в своей второй фазе была не видна. В немноголюдном кафе в старой части города, которое располагалось в здании 1915 года постройки, за чашкой кофе оживлённо беседовали киевляне Константин Дусановский и Олег Базилевич. В этом году исполнялось 30 лет с тех пор, как они оба закончили один и тот же класс одной и той же школы. Разумеется, им было, о чём поговорить.

Но говорили они главным образом о создании нового направления в живописи. Можно ли пойти дальше супрематизма? Дата рождения основателя которого, Казимира Малевича, кстати, приходилась на этот же день – 11 февраля 1879 года – пусть и по старому стилю… Можно ли создавать произведения, ещё более абстрагированные от предметных, материально-вещественных форм – но так, чтобы насытить их каким-то новым, непривычным для изобразительного искусства смыслом? Можно ли наконец попытаться не только освободить этот новый смысл от диктата форм, цветов и фактур, но и подчинить ему все имеющиеся у художника выразительные средства?

Можно. И помочь в этом могут цифры и числа. Рисование чисел или рисование числами – всего лишь художественный каприз. Но нужно думать, как изобразить целые выражения, ряды, последовательности или матрицы, чтобы их смысл можно было извлечь небольшим усилием ума, и чтобы это усилие натолкнуло на следующую мысль – иногда даже необязательно подсказанную автором полотна. Как представить мир чисел, который так или иначе скрывается за миром вещей? Как перебросить мостик в мир идей – или хотя бы сказать зрителю: “Смотрите, вот дверь в мир чистого разума”?

Вечером февральского дня 11.02.2011, который “читался” в обоих направлениях, и почти совпал с днём рождения Казимира Малевича, можно сказать, родилось новое направление в современном искусстве – арифмизм. От древнегреческого слова αριθμός (“аритмос”), что значит “число”. Вскоре был составлен небольшой документ под названием “Манифест арифмизма”, сделаны первые наброски, затем этюды, и стали появляться первые картины.

Итак, прошло 95 с небольшим лет, 1272 лунных месяца – от одной пятницы до другой, от предреволюционного Петербурга до, есть и такая вероятность, предреволюционного Киева. И от одного киевлянина до двух киевлян, как и от одной растущей луны до другой. От супрематизма до арифмизма. “От Малевича до Базилевича”?


Комментарии

No_avatar
Мария Галина
Я посмотрела картины авторов в опубликованных ранее материалах. Я не поклонник contemporary art, к которому можно отнести эти картины, но, во всяком случае, они интересны и колористикой и стилем.
20:32 05.12.2012
7 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

апреля 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345