6
+1

Я спросил у Мастера… (2)

Глупо футболистов в премьер-лиге учить, как устанавливать мяч.
1345409855_news.54566.720x407_original
За многое можно пинать нашу страну. Но я смотрю на реалии жизни через призму притчи о стакане наполненном наполовину. Оптимизма в жизни добавляет то, что Украина всегда славилась выдающимися людьми в области медицины, культуры, техники, педагогике, спорта и других точках приложения сил творческого человека. К этим, перечисленным сегментам мы еще вернемся, но сейчас снова о футболе.

Я рад, что имею возможность, обратиться к своему именитому соотечественнику с мыслями, которые волнуют многих. Чтобы отсечь подозрения о том, что вопросы, которые меня волнуют, взяты с потолка, постараюсь изложить логику своих размышлений, которые затем и уперлись в проблемы. Продолжаем «танцевать» от печки. Только теперь от другого ее бока. Как говаривал герой Евгения Евстигнеева в фильме «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен», он тоже когда-то был маленький. Как, впрочем, и любой из нас, а не только любой футболист. Вот с детства и начнем.

Сегодня никто не будет спорить с тем, что на второй сотне лет истории футбола, игра как зрелище значительно ушла вперед в своем развитии со времени ее основания. Появились и поля с подогревом, и крытые стадионы, и искусственные газоны, и большие электронные табло и многое другое, что позволяет утверждать, что сегодняшний футбол - это серьезная индустрия. Одно осталось неизменным - эффективность действий футболистов.

Бывший председателя Комитета УЕФА по техническому развитию Рене Хюсси так охарактеризовал сегодняшнее состояние футбольного организма: «Возросли ли в современном футболе скорость, мобильность игроков, улучшились ли их техническая оснащенность и игровое мышление?» И с сожалением отвечает, что по сравнению с другими видами спорта - нет. Т.е., безусловно, возросли, сравнивая с аналогичным периодом столетней давности, но остались на месте, сопоставляя их с другими спортивными сегментами.

А ведь все закладывается с детства. Так может, мы вообще ничему не учим? Как не кощунственно звучит этот вопрос, но он сглаживается изысканиями западных футбольных специалистов. Там, похоже, этот вопрос себе уже задавали и тихо начали реформу футбольного обучения еще лет двадцать назад. Сообразив, что основным критерием оценки качества и стоимости футбольного товара есть техническое мастерство игрока, там начали активно заниматься этим вопросом. Понимая, что все закладывается с детского возраста, приступили к работе. В результате по итогам летних трансферов игроков в Европе в 2007 г. португальская лига заняла первое место доходности от продажи футболистов за рубеж, а клубы заработали более €140 млн. Заметим, что лига далеко не ведущая. Сравнения ради нелишним будет заметить, что чуть большую сумму потратила российская Премьер и Первая лига, но уже на приобретение легионеров.

Приведу лишь две цитаты двух тренеров «Динамо» (нынешнего и предыдущего) которые отправляют нас в детство. Детство нынешнего поколения футболистов. Именно там что-то не сложилось. «Допускаем большое количество брака, связанное с классом игроков, с умениями, которые закладываются в детстве. Глупо футболистов в премьер-лиге учить, как устанавливать мяч», - это слова импульсивного Блохина, после очередного проигрыша «Москвы». Дипломатичный Семин о том же: «… я сторонник того, чтобы молодежь больший упор делала на совершенствование техники и координации. Физические данные у большинства молодых украинских игро¬ков отменные. Они крепкие, выносливые и быстрые. А вот с координацией - проблемы. Постоянная работа с мячом, даже во время упражнений по функциональной подготовке, улучшению координации способствует». Цитирование можно продолжать и с другими известными фамилиями. Эта проблема интернациональная.

Не смотря на обилие футбольных школ и академий, у нас, на мой взгляд, на сегодня нет стандартов футбольного мастерства, которым должен владеть спортсмен, а значит, мы на ощупь осуществляем поиск, да и подготовку талантов.

Девяносто процентов послематчевых интервью футбольных тренеров проигравших команд - это калька с фразы: «Нас подвела реализация!» Но реализация - это же одна из составляющих технического мастерства! А техника закладывается в детстве. Мне кажется, что никакими тренировками заложить техническое мастерство в юношу, не говоря уже о взрослом футболисте, невозможно из-за физиологии. Делать это надо в детском возрасте. Конечно, если мы говорим о высококлассном футболисте.

В подтверждение этого тезиса, приведу строчку из одной футбольной диссертации: «Несмотря на достаточно большое количество научных исследований в области футбола, вопросы содержания и структуры тренировочных нагрузок при подготовке молодых футболистов на этапе спортивного совершенствования остаются малоизученными». Т.е. мы признаем то, что последние сто лет учим детей по наитию. Воистину: «Не стреляйте в пианиста! Он играет, как умеет!» От себя добавлю, он еще и старается!

Помимо этого у нас еще и пропал дворовой футбол, вытесненный новостроем. А именно оттуда тренеры постоянно черпали таланты. Пацаны без всяких заумных методик преобразовывали количество в качество, беспрерывно работая с мячом, утоляя свою жажду к футболу, интуитивно оттачивая ту же координацию, о которой упоминал Семин, при бесчисленном количестве падений и стыков, что в будущем давало стране высококлассного игрока. Сегодня же, время общения с мячом юных футболистов сократилось в разы, по сравнению с 50-60-70-80-ми годами. Кроме этого, навалилась еще одна напасть ХХ1 века. Дети предпочитают компьютерные игры занятию спортом и футболом в частности. Резко уменьшился количественный объем занимающихся футболом детей, из которых можно было формировать детские школы и академии. Все это вызовы внешней среды, которые надо как-то и чем-то компенсировать.

И наконец, то, что объединяет западную и восточную футбольные школы. Это субъективизм в отборе и оценки юных футболистов. Тренеры оперируют такими понятиями, как задатки, способности, пригодность, склонность, одарованность, талант. Но не существует на сегодняшний день мало-мальски объективных методик и приборов беспристрастной оценки технического мастерства футболистов.

Отдавая на субъективный тренерский откуп отбор и оценку возможностей юных футболистов, мы большей частью с водой выплескиваем ребенка. И это на фоне того, что сегодня меньше 5% детей рождаются здоровыми. Лишь 15% детей до 12 лет относительно здоровы, 80% в этом возрасте не здоровы. Все идет к тому, что в плане «физики» и выбирать не из кого будет. А мы еще тренеру разрешаем в разы сократить потенциальную базу уже на первоначальном этапе селекционной работы, своими субъективными взглядами на задатки, способности и прочая. Все это вместе взятое плюс ряд еще не перечисленных причин и приводит к кадровому дефициту техничных футболистов.

Техничные игроки стали дефицитным товаром. Острые кадровые проблемы испытывают все клубы всех профессиональных лиг, не только у нас, но и в Европе в целом. А за дефицитный товар приходится всегда переплачивать. Этот товар становится все капризнее, и ублажать, а уж тем более управлять им все труднее.

Говоря о субъективизме тренеров, я ни в коей мере не желаю их как-то принизить, а уж тем более учить их, как надо работать. Просто если мы даем оценки, то необходимо вырабатывать объективные критерии, а не опираться, пусть даже и на авторитетный, но субъективизм. Субъективизм - это бич всего человечества. Даже читая эту записку, допустим сегодня, и через месяц можно иметь два разных мнения об ее содержании. Почему один и тот же игрок у одного тренера штаны протирает, а у другого загорается звездой? Почему один и тот же менеджер в одной фирме никто, а в другой гений бизнеса? Потенциал одного и другого никак не изменился, изменилась лишь его оценка.

Американцы провели эксперимент. Сразу после катастрофы космического корабля «Challenger» они опросили 300 студентов, записав на пленку их ощущения от этого ужаса. Через десять лет, разыскав этих же молодых людей, они повторили те же вопросы. Все 300 человек практически кардинально изменили свое отношение к трагедии. Мало того, 80% опрошенных с жаром утверждали, что это же мнение у них было и 10 лет назад. Вот почему я ратую за минимизацию субъективизма и разработки комплекса объективных механизмов оценки.

Думается мне, что сегодня футбол нуждается в школе для юных футболистов. Школе в философском понимании этого вопроса. Где будет сформирован банк всех существующих технических приемов, оптимальные методик их разучения. Выработать стандарт: что должен и самое главное как, в плане качества, уметь мальчишка после полугода, года обучения, вплоть до завершения футбольной школы. На мой взгляд, как воздух, нужны объективные инструменты оценки технического мастерства. Обучаясь по таким универсальным методикам, юный футболист по завершению обучения в состоянии тогда вписаться в любую стратегию и тактику абсолютно любой команды, а также взглядов и воззрений тренера на игру.

Ожидаемы возражения со стороны футбольных тренеров, из разряда: «Да нам это известно, понятно. Мы это делаем». Ответить хочу словами бывшего директора футбольной Академии клуба «Шахтер», голландского специалиста Хенк фон Стея, которые прозвучали из его уст после общения с нашими тренерами: «Когда, я показывал какое-нибудь новое упражнение, мне говорили: – «Это мы уже знаем, мы это уже давно делали». Первые 4 месяца я очень внимательно наблюдал за тренировочным процессом, но так ничего не увидел. Кто делал, что делал, как делал, мне так и осталось не понятно».

Очевидно, что если не научить сразу правильно, мы уже не переучим и не научим заново. В подтверждении этого постулата, приведу еще одну цитату из еще одной футбольной диссертации:
«В процессе учебно-тренировочных занятий, когда включение компонентов уже сформированного навыка в структуру разучиваемого технического приема затруднено, возникает взаимное отрицательное влияние их друг на друга. Если же некоторые основные компоненты разучиваемого двигательного действия совпадают со структурой уже сложившихся координаций, то возникают условия для более быстрого и качественного овладения конкретным техническим приемом».

Другими словами, как мне кажется, если правильно заложена школа, то дальше пути совершенствования безграничны. А если техника неправильно поставлена изначально, то, на мой взгляд, все будущие годы тренировок - это сизифов труд. Но, это мои суждения. Суждения рядового любителя футбола. В этой ситуации важнее, что скажет Мастер.

В этой связи, Олег Петрович, вопрос такой.

Нуждается ли украинская школа (и есть ли она вообще сегодня?) подготовки юных футболистов в системной научной шкале оценочных критериев? Если да, то каковы ключевые факторы определения наличия в ребенке качеств будущего мастера? Как их можно оценивать и развивать вне зависимости от географии подготовки и личных особенностей педагога? Как Вам видится сквозная методика (от детсада до команды мастеров) подготовки футболистов? Должна ли юной сменой заниматься ФФУ или это хлеб клубов?

Убежден, что ответы на эти вопросы лежат в прямой связи с общим состоянием дел всего футбольного хозяйства Украины. И уже не одно десятилетие. А потому важны для каждого мало-мальски вдумчивого болельщика.

Источник картинки: http://soccer-euro.ru/1/6/chempionat-evropi-po-futbolu-pole.html

Комментарии

Dsc01073_thumb
Андрей Записоцкий
Как работа клубной школы-академии может быть оценена со знаком плюс, если хоть один ( а лучше два) воспитанника заиграют в основе, так и для сборной - приток каждый год нового 1-2 футболистов - это результат того, что футбольная школа в Украине - еще жива. Есть ли это? Нет. нас есть "впрыски" по годам, когда рождаются действительно талантливые игроки (активность Солнца? - не знаю). 69-70 год рождения, 75-76... 85-й, вот сейчас пришли игроки 89-90 ггр. И опять провал. При том, что сборной очень нужны защитники, нападающие.... закончила свое существование сборная У-21. Кто там стучится в двери сборной? Никого. разве что Богданов.... Сыграли первые матчи новая сборная У-20-21 - кто Вам запомнился? Да опять никого.... Это при том, что теоретически в стране работают больше 30 академий (высшая и первая лига). Т.е. там где "выхлоп" должен быть 300-400 игроков ежегодно, мы не можем найти даже одного приличного уровня. Многие клубы взяли в штат иностранных специалистов - голландских, португальских... результат (его отсутствие) - тот же. Да, у нас растет новое талантливое поколение 94-95 г.р. - Полегенько, Хараин, Тищенко, Яремчук.... Но как-то это все получается вопреки работы академий... Просьба ответить на статью выше.... Думаю, будет интересно...
17:17 29.10.2012
2 +1
No_avatar
Александр Гудзов
Спасибо, вам Андрей З, за размышления. Безусловно, мы в них несколько уводим Олега Петровича от области его заведования. Но детский футбол, это одно из звеньев общей футбольной цепи. И если одно или пару звеньев слабые, то общий обрыв неизбежен. Я думаю, что тот же токарь, глядя на заготовку может сразу сказать, что деталь не получится, т.к. диаметр не тот или длина не соответствует. Так и Олег Петрович может дать квалифицированную оценку в качестве "поковок" поставляемых во взрослый футбол.
11:18 30.10.2012
2 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Спасибо, Александр, за Ваши материалы. Насколько мне известно, Олег Петрович скоро поделится своими соображениями по их поводу.
22:37 30.10.2012
2 +1
No_avatar
Александр Гудзов
Спасибо, Олег Олегович, за Ваше участие в обсуждении. Отдельная благодарность Олегу Петровичу. Готовлю еще третью часть, а затем остановлюсь. Мне думается, что сразу по трем темам было бы проще дать оценку. Впрочем, не рискую давать советы Мастеру, как ему поступать.
08:46 31.10.2012
1 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

марта 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031