5
+1

Крымский Мир

Ещё раз о правах коренных народов, о которых забывают на фоне других, искусственно раздуваемых проблем...
Qirim header_original
Человечеству нужно время, чтобы усвоить некторые истины. Иногда требуется почти вся его история. Например, мысль о том, что права коренных народов нуждаются в защите, постепенно начала утверждаться в коллективном сознании человечества лишь во второй половине ХХ века. В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день коренных народов мира (9 августа). А 13 сетября 2007 года была принята Декларация ООН о правах коренных народов. Однако проблема ещё далека от решения, хоть сам термин «коренной народ» (indigenous people) уже прочно вошёл в международно-правовой лексикон.

Уникальный этногенез крымскотатарского народа в полной мере позволяет отнести его к коренным народам. Само географическое положение Крыма сыграло в формировании этого народа решающую роль. Крым на протяжении последних трёх тысяч лет был своеобразным этнокультурным котлом. История свидетельствует, что все народы, в разные эпохи переселявшиеся в Крым, в той или иной степени приняли участи в этногенезе крымских татар.

Крымские горы стали последним оплотом для многих древних народов, обеспечив физическое выживание населения. Постепенно сменяли друг друга языки, использовавшиеся для общения, менялось этническое самосознание людей. Но само население оставалось. И в жилах сегодняшних крымских татар течёт кровь практически всех племён и народов, которые в исторические, а может, и в доисторические времена, населяли полуостров. Древние «культурные слои» особенно заметны в языке, обычаях, традициях, декоративно-прикладном искусстве и фольклоре горных татар.

Тавры, жившие в Крыму в I тысячелетии до н.э., не «растворились в воздухе», а смешались в прибывшими позднее скифами, сарматами, аланами. Лишь гунны, появившиеся ненадолго в северном Крыму, откочевали на воток, однако нам неизвестно, какая часть их осталась жить в здешних степях. Население находившихся на побережьи греческих городов античности тоже не исчезло после того, как эти города пришли в упадок. Потомки греческих колонистов, уже основательно смешавшиеся со скифами, продолжали ассимилироваться с новыми переселенцами – аланами и готами. Готы создали своё государство в Крыму, и последующее завоевание полуострова Хазарским каганатом не особо изменило характер и направленность процессов этногенеза в Крыму.

Население уникального средневекового государства в горном Крыму – княжества Феодоро – потомки готов, а также всех остальных, более древних «насельников» Крыма. Хоть княжество находилось в культурно-политической и религиозной орбите Византии, и использовало греческий язык в качестве официального, «греческая составляющая» его населения была относительно невелика и представлена лишь потомками колонистов побережья. Поэтому называть феодоритов «греками» неправильно. Напротив, здесь мы имеем один из ранних примеров формирования уникального Крымского Мира. Феодориты – в числе предков современных крымских татар.

Следы готского языка в Крыму прослеживаются вплоть до конца XVIII века. Постепенно слово «гот» стало использоваться для обозначения не национальной, а родовой и семейной принадлежности. В этом смысле крымскотатарская фамилия «Годо» прямо указывает на происхождение предков данного рода. Точно так же, как и фамилия «Гёте» в Германии...

Тюркоязычное население полуострова появилось главным образом вследствие многольских завоеваний. Например, западные половцы-кипчаки были вытеснены в Крым, и наверное, поэтому их потомки всегда противились ордынскому господству. Полуостров хранит память о бурных исторических событиях и борьбе за независимость. Эта борьба увенчалась успехом к середине XV века. Крымская знать кипчакско-монгольского происхождения избрала своего хана. Им стал основатель династии Гераев – Хаджи I Герай. Так независимое государство с самоназванием «Кирим Юрту» (Крымский Юрт) обрело своего первого правителя.

Это государство находилось на важнейшем торговом пути Средних Веков – из Азии в Европу. Однако завоевание турками Константинополя, а затем и Крыма, было тяжёлым ударом. Европейским кораблям было запрещено проходить Босфор, и торговля быстро захирела. Турецкие войска овладели итальянскими торговыми городами на побережье. Часть итальянцев Крыма ушла в горы и приняла участие в дальнейшем этногенезе крымскотатарского народа – точно так же, как когда-то греческие колонисты побережья. Турки также взяли и разрушили столицу Феодоро – гордый Мангуп, руины которого и сегодня поражают своим величием. Крымское ханство стало вассалом Османской империи.

Однако даже османский вассалитет не смог разрушить Крымский Мир. Основная особенность этого мира – веротерпимость и сотрудничество всех народностей полуострова. Уникальный исторический пример, о котором сегодня мало кто говорит, но опыт которого следует всячески пропагандировать. Отсутствие религиозных и национальных гонений, смешанные браки, свободный переход из одной религии в другую, строительство и восстановление христианских церквей крымскими ханами, мирное сосуществование разных народностей и культур – так формировался крымскотатарский народ, и в этом – важнейший исторический урок Крымского Мира.

Такого не было ни на Западе, ни на Востоке. Но сегодня в Украине и России, говоря об истории Крыма, почему-то чаще вспоминают о набегах и работорговле. При этом совершенно упуская из виду, что «набеговое хозяйство» развилось уже после турецкого завоевания Крыма, и что физически крымские горцы просто не могли принимать участия в таких походах, и что эти походы предпринимались главным образом силами причерноморских кочевий, в частности, ногайцев, власть хана над которыми часто была номинальной. Стремление представить крымских тарар врагами славян неудивительно – ведь ещё со времён Ивана Грозного Московское государство взяло курс на завоевание соседних независимых стран и подчинение тюркоязычных народов, стремясь заполучить геополитическое «Ордынское наследство». Поэтому нет никаких сомнений в том, какое мышление, какие приоритеты и намерения кроются за воплями о том, что Крым «был и будет русским».

Следует отметить, что к началу XVII века военные походы кочевников на земли Речи Посполитой практически прекратились. Влияние запорожского казачества здесь было далеко не таким значительным, как принято считать – ведь у казаков не было сильной, многочисленной кавалерии. Поэтому борьба с чамбулами в степи велась в основном силами смешанных польско-украинских конных отрядов, состоявших на службе у польской короны и отдельных магнатов. Тактика боевых действий этих отрядов, отработанная столетиями ещё с XIV века, так и называлась – «рroceder tatarski». «Замирение» кочевий было успешным – существовал даже символический обряд, в котором воины с обеих сторон лили воду на сабли друг другу в знак того, что кровь больше не обагрит клинков...

Никто не вспоминает сегодня и о том, что именно запорожцам и лично Богдану Хменьницкому принадлежит инициатива привлечь конницу кочевников для решения своих задач в последовавшей гражданской войне, и рассчитаться за военную помощь пленниками. Именно в середине XVII века поток «ясыра» в Крым достиг невиданных ранее масштабов, и огромные территории правобережной и левобережной Украины обезлюдели. Об этом сегодня нужно напомнить тем, кто стремится обвинять татар в исторической работорговле.

Впрочем, формирование негативного образа любого народа всегда было нужно для того, чтобы оправдать агрессию против него. Именно такой была политика царского правительства по отношению к Крыму, которая носила отчётливый завоевательный и колонизаторский характер. «Покорение Крыма» царскими войсками до сих пор не получило должной оценки – а ведь это было уничтожение независимого государства. Совершенно ложно трактуются и события первой крымской депортации 1778 года – выселение крымских христиан из обжитых мест, где многие века жили их предки, в безводные приазовские степи. Единственным способом избежать выселения было принятие ислама – что, собственно говоря, и сделала большая часть христианского населения полуострова, влившись в непростой этногенез крымскотатарского народа.

Смена центра внешнего правления – Стамбула на Санкт-Петербург – обернулась тяжёлым ударом по Крымскому Миру. Духовенство и местная феодальная аристократия были приравнены в правах к аристократиии российской, однако условия жизни крестьянства резко ухудшились. Татары, что называется, «проголосовали ногами». Сегодня никто и не вспомнит уже, что в первые 10 лет после аннексии Крыма его территорию покинуло около 3/4 крымских татар. Что не может не характеризовать новых завоевателей полуострова вполне определённым образом. В течение XIX века исход из Крыма продолжался. Переселенцы направлялись в Турцию, Болгарию, Румынию. К 1917 году крымские татары составляли уже только около четверти населения полуострова 215 из 750 тыс. чел.).

(Продолжение следует)

Комментарии

Dirtyharry_thumb
Дмитрий Маркин
Очень своевременный материал. Языковыми законами пытаются расколоть Украину. Следующим вопросом может быть Крым. Опять севастопольский мальчик с украинской фамилией внесёт законопроект о признании Крыма российской территорией, И будет со своей ехидной улыбкой наблюдать за происходящим.
08:15 11.07.2012
1 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Нашей стране нужен созидательный импульс. Но до тех пор, пока в обществе будут насаждаться конфронтационые настроения, этому импульсу взяться будет просто неоткуда. Потому что без примирения и уважения прав - какое уж тут созидание...
17:43 16.07.2012
0 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Всего реплик: 57
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Тема: Олег Базилевич: Воздух "Олимпийского"
Всего реплик: 56
Всего участников: 17
Олег Базилевич, Дэви Аркадьев, Тамара Ярошовец

события

октября 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031