7
+1

Украина перестаёт читать

Нечитающая Украина - логика рынка, неизбежные изменения в жизни общества или всё же следует что-то предпринимать
Wc_original
Для киевлян, родившихся и выросших при советской власти, рынок – это прежде всего здание. Большое, странного вида, иногда со специфическими украшениями – как, например, Бессарабский. Гулкое, объёмное, наполненное разными звуками и запахами. Это уже потом представление о рынке стало другим. Смрадный, грязный, тесный лабиринт тоговых точек и пунктиров, где царят суета и обман...

Однако, как оказалось, рынок может быть руководящей и направляющей силой общества – не хуже коллективного КПССовского руководства. И от того, какой это рынок, в жизни данного общества может зависеть практически всё. Особенно если всё время повторять мантры о том, как рыночные отношения и такие же реформы улучшают жизнь уже вчера. Всё будет, как решил рынок. Решил, постановил и проголосовал. Он же руководит и направляет, значит, его решения окончательны и обжалованию не подлежат. А если кому-то что-то не нравится – что ж, его проблемы...

Например, решил рынок, что Украина должна перестать читать. Ну, принято рынком такое решение. Значит, так надо. Покупательная способность населения сократилась, вот и упал спрос на книги, газеты, еженедельники, журналы. По разным данным, спрос на печатную продукцию падает, в зависимости от категории издания, на 10-30% ежегодно последние несколько лет. Падал и раньше, но более медленными темпами. А что, всё правильно. Такова ситуация на рынке. И если «покращення» и дальше будет таким же темпом, то, видимо, печатное слово на бумаге станет намного более редким, чем непечатное. Если к разряду последнего отнести то, что издаётся к очередным выборам, то, кажется, так оно уже и есть.

Конечно, чем меньше производится бумаги и картона, тем лучше для лесов планеты. Но в том-то всё и дело, что производится как раз не меньше, а больше, из года в год. Опять же, так распорядился рынок – бумага и картон нужны для упаковки и рекламы. Ну, и для некоторых других целей. Принято считать, что потребеление бумаги и картона на душу населения – важный показатель уровня развития общества. Однако вопросы, что есть развитие, зачем оно нужно, и при чём тут потребление, уже вызывают кривую улыбку. Если мне в почтовый ящик в следующем году будут класть в два раза больше непрошенной бумажной рекламы, то моё потребление бумаги, безусловно, значительно возрастёт. Но будет ли означать данный факт, что Украина стала в два раза более развитой страной?

На компьютеры и интернет могут обижаться бумажные газетчики – и правда, всеобщая интернетизация населения неминуемо, рано или поздно, сделает газету чем-то, например, вроде керосиновой лампы. То есть пачку старых бумажных газет можно будет отыскть где-то в сарае на даче. Да и в целом, электронные газеты, журналы, книги сэкономят древесину и будут всё более в ходу. Поэтому с тезисом о том, что Украина стала меньше читать, многие могут не согласиться – да, меньше читают на бумажных, но больше – на электронных носителях. Как бы снова решает рынок. То есть, другими словами, предпочтения потребителя.

Тревожит, однако, не само количество того, что читают. А «что» и «как». Ведь в «жанровой структуре» печатного слова, пусть даже интеренетизированного, происходят серьёзные изменения. Издаётся немыслимое количество, как бы это сказать... некачественной литературы. Продукции, которая даже на то, чтобы убить время, не годится. Потому что пропитана откровенным неуважением к потребителю в духе нахудшего понимания рыночных отношений: «ты отдашь нам свои деньги и купишь ЭТО, потому что ты дурак». Цена, заметьте, не имеет значения.

Конечно, не все хотят отдавать сви деньги за ЭТО. И происходит интенсивное «расслоение» читательских масс. Люди, чьи нормальные чительские предпочтения и потребности сформировались давно, всё равно купят хорошую книгу. Им противна сама мысль о том, что они могут читать какую-то дрянь. Они будут читать художестенную, научно-популярную, мировоззренческую, публицистическую литературу – на бумаге или с экрана – но всё равно будут. Будут интересоваться новинками книжного рынка, подбирая что-то для себя. Или выберут какое-то познавательное чтение, по их мнению, полезное, в подарок для детей и внуков.

Однако «потребительские предпочтения» данной группы читателей, тем не менее, тоже постепенно изменяются. Вопросы выживания, ограничение бюджетов времени и средств неминуемо сократят и уже сокращают спрос на книгу со стороны «старой гвардии» читателей. Время и деньги, которые можно потратить на книгу, объективно становятся всё более дефицитными.

Следующие поколения читателей имеют иный предпочтения. Размер текста, который есть желание прочесть, не превышает размеров экрана компьютера. Время, которое есть на чтение, не превышает нескольких минут, которые можно выделить, если заинтересовал какой-то заголовок. Внимание, которое уделяется читаемому материалу, определяется странной смесью лени и любопытства, в которой в основном преобладает лень.

Что самое печальное, люди перестают читать дома. Ещё читают в метро, в поезде, на работе. Но дома, по свободному выбору, из чистого познавательного интереса, для собственного развития и роста – такое чтение, кажется, постепенно уходит из нашей жизни.

Рассуждать о чтении исключительно в контексте производства и потребления книг – всё равно что говорить о любви исключительно в контексте физиологии. Потому что есть вещи поважнее. Например, никакая логика рынка, никакие доводы о балансе спроса и предложения не будут никому нужны лет через двадцать, когда за словами «логика» и «баланс» среднестатистическому читателю надо будет лезть в словать. Ведь зрелая, ответственная, здраво рассуждающая личность во многом создаётся общеобразовательным, познавательным, развивающим чтением. Заменить такое чтение просто нечем.

Здесь мы сознательно оставляем в стороне вопрос и языке этого чтения. Потому что он неминуемо вернёт нас к рассуждениям о количестве, пусть и сравнительном, но всё равно количестве. Какими бы ни были теперешние перекосы, тоже, кстати, рыночно-обусловленные, всё же намного важнее – что читают, и как. А не сколько чего печатается. Ведь качественное чтение и время, отводимое для этого, обязательно должно присутствовать на всех языках, на каких только у нас умеют ещё пока читать. Потому что здесь на кону оказываются важнейшие вопросы будущего. И само будущее.

Можно сколько угодно говорить о необходимости поддержки книгоиздательского дела. И даже пытаться что-то сделать. Но если рынок решил, что Украина не должна читать – она читать перестанет. Постепенно, но, в историческом масштабе, довольно быстро. Поэтому любая попытка поддержать книгоиздательство обречена, если не будет подкреплена усилиями по поддержанию книгочитательства.

Если в обществе поддерживается книгочитательство, то и рынок начинает решать, что читать таки надо. Потому что книгочитательство и есть тот самый спрос, общественно значимая потребность, которая в состоянии сдвинуть горы. А поддержать книгочитательство – это значит поддержать книгочитателей.

Но этот вопрос уже, кажется, выходит за рамки данной небольшой статьи. Она и без того получилась, по нынешним меркам, слегка великоватой...

Комментарии

P1010521_thumb
Наталья Пащенко
Олег, как это ни прискорбно, но вы ой-как правы! И очень грустно осознавать, что книга перестает быть полноценным досугом. Еще ужаснее понимать, что у детей отбирают возможность прививание читательства - я имею ввиду то, что происходит с литературой в школах. Что же с этим делать?
10:02 31.05.2012
4 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Проблема имеет системный характер и поэтому требует системных решений. Локальные, фрагментарные решения успеха иметь не будут. Например, можно усилить литературу в системе школьного образования - и, наверное, нужно. Нужно прививать правильные привычки - например, привычку к чтению книг - конечно, нужно. Но нам нужно общество, состоящее из хорошо информированных, здравомыслящих граждан, имеющих активную жизненную позицию и интересующихся широким кругов вопросов, далеко выходящих за рамки их профессиональной деятельности. То есть это общество граждан, которые читают. А это значит, что помимо общественного одобрения книгочитательства, помимо интереса и желания, и привычки читать, у людей должно быть время и деньги на книги.
13:02 31.05.2012
4 +1
P1010521_thumb
Наталья Пащенко
я считаю, что начинать надо с себя, а не думать о том, как это в конечном счете в идеале должно выглядеть. нельзя навязать кому-то свое мнение,е сли человек этого не хочет. но надо самим постепенно формировать то общество, о котором вы говорите. а это будущее общество - это сегодняшние дети и внуки! вот с их воспитания и надо начинать. это способен, на самом деле, сделать каждый. и сейчас ведь уже есть много родителей, которые с самого детства стараются детям дать по максимум - развивающие всякие занятия, изучение иностранных языков, прививание тяги к прекрасному. вопрос времени - ну, об этом, наеврное, даже несколько смешно говорить, елси даже президент РФ (просто как пример) находит 1,5 часа в день для того, чтобы заниматься спортом. и я думаю, что вам впринципе известно, что люди больше ленятся что-то делать, чем реально не имеют на это времени. деньги на книги? ну здесь тоже не могу полностью согласиться, потому что если говорить о классике, то всю ее можно недорого приобрести, покупая не в магазинах, а с рук - благо таких рынков у нас тоже хватает)
14:07 31.05.2012
3 +1
Dirtyharry_thumb
Дмитрий Маркин
Не только мало читают, но и мало считают. Скоро большинству населения считать будет нечего. Предлагаю автору название следующего поста: " Украина перестает считать".
18:10 02.06.2012
2 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

ноября 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301