По своему отношению к истории люди делятся на тех, кому она интересна, и тех, кому она скучна. Наличие и отсутствие интереса обусловлены множеством индивидуальных причин. Попала или не попала в руки правильная книга в нужный момент, повезло или не повезло со школьным учителем, удалось ли заразиться интересом от родителей и друзей. Может быть, впечатлил исторический фильм, или повлияла скука или безразличие окружения. Но факт остаётся фактом – есть люди, для которых история представляет собой лишь длинный список событий, далёких и непонятных, и совершенно не имеющих к нашей теперешней жизни никакого практического отношения.
Таким людям бывает непросто понять, что история – это не только перечнь случившегося. Что это ещё и череда скрытых, нереализованных возможностей, которые непрерывно передаются из прошлого в будущее, следующим поколениям – для того, чтобы эти поколения попытались реализовать что-то, ранее не получившееся, или бережно сохранили и приумножили нечто достойное и великое. Понимать этот «скрытый смысл» истории, как оказалось, не так просто.
Сегодня мы слышим отовсюду – «нельзя переписывать историю». А почему, собственно, «нельзя»? Мы же не принимаем на веру, например, писания античных историков в той их части, где авторы сообщает совершенно неправдоподобные сведения? А летописные тексты времён «триумвирата» сыновей Ярослава Мудрого – Изяслава, Святослава и Всеволода – и вовсе довольно ненадёжны. Подобных примеров не счесть. Так почему бы не поставить под сомнение то, что написано тенденциозно, неправдоподобно, «под заказ», без должного понимания, или просто с ошибками? Почему бы не дописать то, что было по разным причинам проигнороровано или просто забыто? Но увы, стоит только начать критически переосмысливать события, известные нам из истории Украины, тут же раздаются вопли – «переписывать нельзя». И кое-кто даже пытается нам объяснить это «нельзя» тем, что она, эта история, дескать, «общая» – тем самым не оставляя никаких сомнений в своих истиных намерениях и планах относительно нашего будущего.
Говорят, историю пишут победители. Думается, это не совсем так. Пишут те, кто думают, что победили. Но, как говорил Фазиль Искандер, «в слове «победа» мне слышится торжествующий топот дураков». А тому, что пишут дураки, веры особой быть не должно. Поэтому переписывать всё равно надо. Подвергать сомнению устоявшиеся оценки, переосмысливать факты, оспаривать то, что вполне может оказаться, и зачастую оказывается ложью. Истину нужно добывать по крупицам, это большой труд. Но выбора нет – иначе станем довольствоваться тем, что однажды под аккомпанемент торжествующего топота написали люди, считавшие себя победителями.
Древние греки не всегда побеждали. Но они понимали, что история – не просто перечень событий, изложенных в хронологическом порядке. Они знали, что у истории есть муза. А у перечней муз не бывает. Эта муза была дочерью верховного бога, Зевса, и богини памяти – Мнемозины. И звали музу дивным имененм Клио – от древнегреческого слова «клеос», что значит «слава». Итак, бог, память, слава – и давайте теперь спросим себя, сколько этого всего есть в истории Украины – в том её виде, в котором она обычно представляется нам в начале XXI века, среди забот и тревог непростого сегодняшнего дня?
Сегодня даже те из нас, кто слышит иногда голос Клио, и в ком события прошлого пробуждают неизменный и не всегда объяснимый интерес, могут с удивлением констатировать – мы ещё хуже знаем свою историю, чем историю других народов и государств. Например, все знают, что в средневековой Европе началась и закончилась Столетняя война, сожгли Жанну Д’Арк, пал Константинополь, начался и закончился Ренессанс. Но много ли нам известно о том, что происходило у нас в течение целых четырёх столетий – от Батыя Джучиевича до Богдана Михайловича? Это – наверное, самая большая из многочисленных «чёрных дыр» отечественной истории – от монголов до казаков...
Теперь мы уже понимаем, почему так сложилось. В интересах царской, а затем и советской власти, было представить дело так, что основной исторический процесс, имевший место в эти века – «собирание земель» и строительство централизованного государства московскими князьями. При этом совершенно ушли в тень вопросы, связанные и с московским расколом в Киевской митрополии, и с бурной, непростой историей земель, которые лежали к западу и к юго-западу от Московии, – то есть тех, которые с незапамятных времён, собственно, и назывались «Русью».
«Скрытые столетия» нашей истории таят много сюрпризов. Здесь и феодальные войны, и хозяйственный подъём, рост городов, архитектура, литература и богословие. И потеря территорий, когда, например, по сообщению Смоленского летописца, «в то же лето (1514) великий князь московский пришед воевать землю руську». Здесь культурные влияния и отзвуки Ренессанса, перекрёстки торговых путей и непрерывное кипение огромного этнокультурного котла, который, казалось, уже скоро должен был, что называется, «провариться».
Не проварился. Ещё одна нереализованная возможность, которая досталась нам в наследство от «скрытых столетий» нашей истории. И уроки, которые мы должны извлекать сегодня. Лучше сегодня, не передавая их потомкам. Сегодня важно понимать, почему Русь так и не смогла реализовать свой исторический потенциал в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Причин много, но все они сводятся к одной, привычной для нас ситуации – «брат на брата». Нарастание внутренних противоречий, обострение экономического и религиозного противостояния, постепенное превращение его в войну всех против всех в конечном итоге вылилось в «великую руину» второй половины XVII века. Руину, последствия которой не преодолены, по большому счёту, и по сей день.
Да, наше средневековье произвело на свет весьма неудачное «новое время». И теперь, проводя исторические параллели, иногда остроумно сравнивают нынешнее положение дел с феодализмом – и вправду, есть некоторые внешние признаки, которые роднят теперешний олигархический уклад экономики и порядки в государстве с феодальной эпохой. И кажется, что непостижимый, но могущественный маятник истории возвращает нас туда, откуда мы в своё время нашли, как оказалось, совершенно неприемлемый выход. Но не станем фантазировать о повторении пути, о новых казаччинах и колиивщинах. Хождение по граблям, хочется верить, всё же не наш путь.
И не нужно обижать феодализм такими некорректными сравнениями с нашими современными, так сказать, порядками. Ведь он был для своего времени неплох. И даже более того, в нём было многое, о чём сегодня можно лишь мечтать. Ведь сама основа феодального общества – это верность. Верность вассала сюзерену, и служба в обмен на землю – то, что составляет суть феодальной присяги. Верность, рыцарская честь, духовный авторитет, местное самоуправление – понятия, общественный смысл которых совершенно утрачен в наши дни. Наступило время других понятий... И в любом случае, коренных отличий, лежащих в основе социальных отношений, можно найти много, и сравнение в большинстве случаев будет не в пользу сегодняшнего дня. Поэтому пусть не вводит никого в заблуждение кажущаяся похожесть разделения общества «тогда» и «сейчас» на князей, князьков и княжат, с одной стороны, и смердов – с другой. Современное украинское "средневековье" - скорее, просто безвременье...
Конечно, любое государство, которое в силу каких-то исторических причин «пропустило» тот или иной этап своего развития, «упустило» ту или иную эпоху, и сегодня испытывает в связи с этим определённые трудности. Здесь и африканские страны, шагнувшие из родового строя в капитализм, и восточно-европейские государства, народы которых долгое время, иногда целые эпохи, провели под иноземным господством. Здесь и Украина, которая, как иногда кажется, подобна человеку, опоздавшему на свадьбу, но который всё равно пытается сплясать, пусть даже на похоронах...
Ответ на трудные вопросы сегодняшнего дня во многом находятся там, в «скрытых столетиях» нашей истории. Поэтому нам надо открывать их заново, переосмысливать, извлекая из небытия те самые нереализованные возможности, которые существали когда-то. И которые достались нам в наследство от наших предков, далёких и не очень, чтобы мы сегодня попытались изменить наше настоящее и будущее. Чтобы мы передали нашим потомкам больше свершений и меньше проблем, чем унаследовали сами. Какую Украину мы им оставим?
Источник картинки - http://eswo.org/MapsPolLit/Map2(1799).JPG
Написал Олег Базилевич
12:59 20.04.2012
Рейтинг
5
+1
Украинское Средневековье
"Скрытые столетия" прошлого и современный украинский феодализм
Комментарии
Igor Tupytsia
В "Скрытых столетиях" море особо не афишируемого и сегодня: и всеевропейский съезд монархов в скромном Луцке, наделённом тогда титулом "Восточного Рима", и непосредственное участие наших соотечественников в легендарной Победе под Грюнвальдом, и т.д.... А ведь это всего лишь вопрос личного выбора своей истории. Чьи-то ведь предки тогда брали Казань (или защищали её).
15:21 20.04.2012
3
+1
Олег Базилевич
На памятном камне, установленном в честь защитников Казани, надпись на волжско-татарском, которая начинается довольно забавно для славянского глаза: "Бу ерында 1552 елда..." (на этом месте в 1552 году...) А ведь правда мы до сих пор мыслим исторический процесс однобоко, москво-центрично... Пожалуй, далеко ещё нам до знания и понимания собственной истории.
23:09 26.04.2012
1
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев