Наступление новой эпохи в жизни любого общества обычно сопровождается пертурбациями во всех сферах жизни людей. Меняется всё – еда, одежда, дензнаки, средства передвижения, звуки и картинки в эфире (если таковой имелся), и даже словарь, орфография и грамматика часто претерпевают изменения – почти всегда в худшую сторону. Но и на этом изменения не останавливаются – они идут дальше, в науку и культуру, искусство и спорт, и добираются даже до архитектуры и градостроительства.
Можно и нужно ругать советское градостроительство – но не просто так, вообще, а за конкретные, вполне определённые просчёты. И понимать при этом, что оно – по сути, ни что иное как продолжение экономики и политики советского государства другими, градостроительными средствами. Точно также градостроительство эпохи, стыдливо называемой «пост-советской», а на самом деле – кланово-олигархической – можно и нужно ругать. И понимать при этом, что другого, увы, нет и пока что не будет. Сравнивать же «то» градостроительство с «этим» – наверное, интересно, но не более. Потому что намного больший интерес представляет сравнение того, что есть, не с тем, что было – а с тем, что должно быть.
Кланово-олигархическая сущность экономики и политики «пост-советского» периода исказила градостроительные приоритеты. Обострила многие проблемы и одновременно сделала невозможным их решение. Взорвала многие «мины» и растранжирила резервы, заложенные ещё в советские годы. И способствовала созданию множества новых трудностей, преодолевать которые надо будет ещё многие годы и деятилетия, и тратить на это совершенно безумные деньги.
Города в своём «камне» помнят всё. Величие своих основателей. Жестокость своих разорителей. Гений своих архитекторов. Бескультрие каждого первого поколения новоприбывших. Тупость градоначальников и ошибки строителей. И конечно же, жадность, воровство и коррупцию, которые успешно заложены «первым камнем» в основание огромного количества настоящих и будущих проблем.
Кажется, спорные градостроительные решения – одно из проклятий этого города. Например, до середины 70-х годов господствовало представление, что Киев будет развиваться «поперёк» Днепра. Сформировалась новая градостроительная ось – на восток и на запад от моста Патона. К этой оси привязывались новые жилые массивы и транспортные потоки. Смена руководства в городе – и вот уже решено, что город развивается вдоль Днепра. Набережные, нарушившие циркуляцию поздемных вод, которые теперь угрожают Лавре. Новые жилмассивы «вдоль» Днепра и т.д. Но старые решения уже материализованы, старые оси соседствуют с более новыми, и надо думать дальше, как разбираться во всём этом хаосе.
Но никто, как оказалось в новую эпоху, разбираться не захотел. Вот и получилось, что за последние два десятка лет Киев так и не смог решить проблемы, доставшиеся ему в наследство от советсткого времени. Он по-прежнему никак не усядется на двух своих берегах, подобну персонажу народной мудрости, демонстрирующему невозможность использования одного мягкого места для сидения на двух стульях. Но острота проблемы усугубилась – резервные территории, предназначавшиеся ранее для создания рабочих мест на левом берегу, «ушли» под жильё. В результате ежедневный «маятник» достиг таких масштабов, что не спасают ни новые мосты, ни подъезды к этим мостам. И уже бесполезны ссылки на опыт Парижа с его множеством мостов через, кстати, довольно узкую Сену.
Здесь мы опять упираемся в социально-экономический фактор. Почему надо думать, что на левом берегу одного, отдельно взятого города можно создать достаточно много рабочих мест, если кланово-олигархическое общество в принципе не умеет создавать новые рабочие места? Конечно, если только речь не идёт о государственных и около-депутатских должностях? Поэтому рабочих мест в Украине в целом и на левом берегу Киева в частности не будет хватать никогда, или до тех пор, пока не изменится этот самый социально-экономический фактор.
Также понятно уже всем, что махинации с городской землёй достигли совершенно невообразимых масштабов. И то, что взятка, которую нужно дать, чтобы получить разрешение на строительство, превратилась в основной фактор застройки. И что такое разрешение – лишь финал череды прочих взяток, которые нужно раздать по дороге, чтобы получить все необходимые согласования. Любой киевский застройщик это прекрасно знает. И даже «стихийные» протесты горожан против той или иной стройки – чаще всего лишь форма рэкета и дополнительного давления на застройщика, чтобы ещё получить с него ещё каких-то денег. О чём «протестанты», разумеется, и не подозревают. Застройщик – не враг городу. Он просто хочет получить прибыль. И он не формирует правила игры – он вынужден играть по этим правилам. А если правила таковы, что подразумевают возможность и необходимость подкупа арбитра – что ж, на то они и правила, чтобы их соблюдать. Пусть даже такие.
Интересной особенностью застройки городских территорий в наши дни стала необходимость дачи взяток за получение совершенно законных решений и согласований. То есть даже если ваш проект не нарушает никаких нормативов и общественных интересов, на страже которых стоят разнообразные разрешительные и согласовыающие органы, всё равно надо платить. Иначе не разрешат и не согласуют. То есть никакой особой разницы между проектами «хорошими» и «плохими», «без нарушений» и «с нарушениями» уже как бы нет.
Но застройщику всё равно, он хочет заработать денег. Поэтому при удорожании земли и «разрешительной части» он вынужден увеличивать коммерческий метраж, возводимый на единице городской территории. Идея не нова – так возник лет сто назад «скайлайн» Нью-Йорка, и этот путь повторили многие другие мегаполисы. Что само по себе ни хорошо, ни плохо. Но в наших условиях эти, как и многие другие, как принято теперь говорить, «тренды», приобретают совершенно чудовищные, уродливые формы. Вплоть до небоскрёбов на эрозионно-опасных киевских склонах, до высотного строительства в охранных зонах исторических памятников, до полной анти-эстетичности вновь возводимых объектов. И кажется иногда, что уже не простое человеческое желание заработать денег движет создателями нового киевского «скай-лайна» (здесь важно правильно поставить ударение). Нет, уже явно проступает что-то другое – например, зацикленность на больших, очень больших предметах. И, вероятно, нездоровое стремление компенсировать какие-то проблемы личного храктера...
Ещё одно явление, превратившееся в мощный градостроительный фактор – воровство подрядчика. Оно имело место всегда. Однако в связи с необходимостью «освоения» огромных сумм, выделяемых на крупные объекты под предлогом Евро-2012, оно уже побило все рекорды. Все эти факторы – коррупция, воровсто, гигантомания – определили немыслимую стоимость киевской недвижимости.
Однако здесь возникает любопытный момент – приходится вспоминать, что себестоимость товара к его рыночной цене имеет весьма слабое отношение. Один квадратный метр коммерческой или жилой нежвижимости в любом городе стоит столько, сколько за него согласны платить, и не больше. А согласие покупателя во многом определяется всё теми же градостроительными факторами.
Другими словами, покупатель не идиот. Ему не нужны такие метры. Сколько может стоить офис с удобным подземным паркингом, если к нему невозможно подъехать из-за пробок? А просторная, удобная квартира, если рядом негде припарковать машину, нельзя открыть окно из-за шума и вони, нет поблизости ни одного сквера, зато утром – неизбежная пробка на мосту? Конечно, можно слегка простимулировать спрос кредитами – но мы уже прекрасно знаем, что из этого получается.
Подводя итоги, можно констатировать, что градостроительное будущее Киева несколько туманно. Прожевав и выплюнув Евро-2012, этому городу предстоит ответить на жизненно важный для него вопрос: сможет ли он вырваться из замкнутого круга воровства, коррупции и зацикленности на больших предметах?
Написал Олег Базилевич
12:34 17.04.2012
Рейтинг
9
+1
Градостроительство в кланово-олигархическом обществе – синтез воровства, коррупции и зацикленности на больших предметах
О некоторых градостроительных проблемах Киева
Комментарии
Дмитрий Маркин
Очень правильно написано. Автор вводит в обиход новый термин "скай-лайно", который как нельзя кстати применим к современной киевской застройке.
17:05 17.04.2012
6
+1
Константин Дмитриев
Киевский скай-лайн органически вписался бы в архитектуру левобережья или низин правобережья. А то что происходит в историческом центре Киева, действительно "скай-лайно". Олег, спасибо за статью!
18:54 17.04.2012
6
+1
Константин Дусановский
Скай-лайно - точнее не скажешь. Олег, молодец! Термин надо донести до студентов архитектурного факультета строительного института.
20:27 17.04.2012
5
+1
Константин Дусановский
Пост хороший и рисунок к нему тоже. Олег, этот рисунок твой?
20:29 17.04.2012
1
+1
Олег Базилевич
Просто подумал, чем бы проиллюстрировать этот материал. Ну как в одну картинку впихнуть все прелести того, к чему мы так быстро идём?
20:32 17.04.2012
3
+1
Мария Галина
Очень грустно, что возразить Вам нечего. Особенно в свете последних событий на Андреевском спуске. Хочется только надеяться, что Ваш рисунок останется гротеском.
21:29 17.04.2012
4
+1
Константин Дусановский
Кстати о рисунке: здесь и спиленные деревья, провалы в асфальте, открытые колодцы канализации, автомобильные пробки, пропагандистские лозунги на транспорте, рекламные объявления с ошибками. Всё как сейчас в Киеве. Слава богу, что киевляне не ходят в противогазах, пока....
21:53 17.04.2012
3
+1
Дэви Аркадьев
Спасибо, Олег! На мой взгляд, все (текст+иллюстрация) сделано талантливо и профессионально грамотно...
03:39 18.04.2012
0
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев