4
+1

Свобода слова в Украине

Все ли в порядке со свободой слова в Украине?
4949d556-ec26-47b1-91a4-bdb9fd9b1996_original
Все ли в порядке со свободой слова в Украине? К сожалению, сегодня нельзя дать положительный ответ на этот вопрос. На прошлой неделе закрыли еще один телевизионный канал- «Наш». Решение о закрытии канала принял, увы, не суд, а РНБО.

Одним из главных определяющих признаков современного демократического общества является свобода средств массовой информации, свободное распространение собственных взглядов и убеждений. Такая свобода, в свою очередь, является гарантией существования и нормального функционирования демократии. В правовом демократическом государстве права на свободу мысли и слова, на свободное распространение своих взглядов и убеждений относятся к основным конституционным и политическим правам и свободам человека и гражданина.

В известной степени свобода прессы, ее свободное, без внешнего вмешательства функционирование является таким же признаком развитого демократического общества, как и наличие независимых ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. И именно по этой причине независимые средства массовой информации называют «четвертой властью».

Среди массива, распространяемого средствами массовой информации, наибольшим спросом у общественности в разное время пользовалась и пользуется освещение и обсуждение деятельности и решений действующей власти, а также чиновников всех рангов.

Таким образом, одно из основных призваний прессы – широкое освещение, обсуждение и критика действий, поступков и решений власти, которые, в свою очередь должны выступать сдерживающим фактором от злоупотреблений теми, кто в данный момент находится у власти.

При условии, что пресса действительно свободна от постороннего вмешательства в свою деятельность, она способна формировать общественное мнение по конкретным вопросам, следствием чего могут быть одобрение, осуждение, поддержка или полное пренебрежение поступками, решениями, идеями и т. п.

Важность и необходимость свободы слова и свободы прессы в функционировании демократического общества закреплена в международных актах, основными из которых являются: Всеобщая декларация прав человека (1948), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).

Так, Международный пакт о гражданских и политических правах определяет, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений и на свободу их выражения, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любого рода, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод дополнительно отмечает, что распространение информации и идей должно происходить без вмешательства в такой процесс органов государственной власти.

Конституция Украины предусматривает, что действующие международные договоры, участником которых является наше государство, являются частью национального законодательства. Таким образом, присоединяясь к международным правовым актам, в том числе о признании основных прав и свобод, Украина взяла на себя обязательства относительно гарантий и защиты свободы слова и свободы средств массовой информации.

Право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений закреплено статьей 34 Конституции Украины. При этом Основным Законом также установлено, что каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно либо иным способом – по своему выбору.

Таким образом, Конституцией Украины гарантируется как свобода слова в широком ее понимании, так и свобода прессы как более узкое понятие, поскольку предполагается предоставление определенных прав, свобод и гарантий специальному субъекту – средствам массовой информации вообще и прессе в частности.

Функционирование и гарантии деятельности средств массовой информации, права, обязанности и ответственность участников информационных отношений регулируют около ста нормативно-правовых актов (законов, указов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины и центральных органов исполнительной власти и т. п.). Среди такого значительного количества законодательного регулирования ведущее место в вопросах свободы прессы занимают, кроме Конституции, законы Украины «Об информации» и «О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине».

Закон Украины «Об информации» определяет основные направления государственной информационной политики, основными из которых являются право каждого на информацию и ее распространение. Закон также определяет массовую информацию как информацию, которая распространяется с целью ее доведения до неограниченного круга лиц, и, соответственно, средства массовой информации как средства, предназначенные для публичного распространения печатной или аудиовизуальной информации.

Закон Украины «О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине» определяет, что свобода слова и свободное выражение в печатной форме своих взглядов и убеждений гарантируются Конституцией Украины и означают право каждого свободно и независимо искать, получать, фиксировать, хранить, использовать и распространять любую информацию с помощью печатных средств массовой информации.

Наряду с общими декларациями о свободе слова и прессы, государство гарантирует такие свободы запретом цензуры и запретом вмешательства в деятельность средств массовой информации и их работников (прежде всего журналистов). Запрет цензуры установлен на конституционном уровне и закреплен в статье 15 Основного Закона.

Закон Украины «Об информации» определяет цензуру как любое требование, направленное, в частности, к журналисту, средству массовой информации, его учредителю (соучредителю), издателю, руководителю, распространителю, согласовывать информацию до ее распространения или наложения запрета или препятствования в любой другой форме тиражированию или распространению информации, соответственно запрещает такие действия.

Запрещаются вмешательства в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием распространяемой информации, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивание общественно необходимой информации, наложение запрета на освещение отдельных тем, показ отдельных лиц или распространение информации о них, запреты критиковать субъектов властных полномочий и т. п., а умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов и/или преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей, за критику влечет за собой ответственность согласно законам Украины. Дополнительно Законом Украины «О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине» запрещается создание и финансирование государственных органов, учреждений, организаций или должностей для цензуры массовой информации.

Действующим законодательством также предусмотрены гарантии профессиональной деятельности журналистов как работников печатных средств массовой информации и права, необходимые для полного, всестороннего и объективного освещения и донесения информации до конечного потребителя.

Законы «Об информации» и «О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине» предусматривают для журналистов возможность беспрепятственно посещать государственные органы, органы местного самоуправления, а также предприятия, учреждения и организации и быть принятыми их должностными и служебными лицами, открыто осуществлять записи, в том числе с применением любых технических средств, распространять подготовленные ими сообщения и материалы за своей подписью, под условным именем (псевдонимом) или без подписи (анонимно), на свободный доступ к статистическим данным, архивным, библиотечным и музейным фондам, на сохранение тайны авторства и источников информации и т. п. (для последних двух пунктов такое право ограничивается случаями, прямо установленными законодательством).

Описанные выше нормы международного и национального законодательства предполагают, что в Украине, как в демократическом и правовом государстве, на конституционном и законодательном уровнях гарантируется и защищается свобода слова и прессы, в том числе освещение и критика деятельности власти, журналистам предоставлен широкий спектр прав при осуществлении их профессиональной деятельности, а также установлена ответственность за нарушения в сфере свободы слова и прессы.

В то же время необходимо отметить, что свобода слова и свобода прессы, как и любые другие политические свободы, не могут восприниматься как абсолютные, поскольку это может привести к нарушению определенного баланса между общественным интересом по освещению определенных событий и обстоятельств, с одной стороны, и нарушением прав третьих лиц – с другой.

Рассматривая прессу как «четвертую власть», необходимо учитывать, что, как и традиционные ветви власти, пресса должна иметь не только гарантии и соответствующие права, но и нести ответственность за свою деятельность. С этой целью закон предусматривает определенные ограничения, призванные сохранить указанный баланс и не допускать произвола в деятельности прессы.

Конституция Украины устанавливает, что свобода слова и, соответственно, свобода прессы могут быть ограничены законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности правосудия.

Аналогичные ограничения закреплены Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

В деле «Лингенс против Австрии» Европейский суд по правам человека пришел к следующим выводам: «...свобода выражения взглядов, как она определяется в п. 1 статьи 10, представляет собой один из основных устоев демократического общества, основное условие его развития и условий самореализации каждого его члена. При соблюдении требований п. 2 свобода слова охватывает не только «информацию» или «идеи», которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет «демократического общества». Эти принципы приобретают особое значение в том, что касается прессы. Хотя пресса и не должна преступать границы, установленные inter alia для «защиты репутации других лиц», тем не менее на нее возложена миссия по распространению информации и идей по политическим вопросам, а также по другим вопросам, представляющим всеобщий интерес. Если на прессе лежит задача сообщать такую информацию и идеи, то общественность, со своей стороны, имеет право получать их...».

Итак, хотя пресса и призвана освещать и распространять информацию, которая вызывает значительный общественный интерес, в то же время такое распространение должно осуществляться с учетом определенных ограничений, установленных как на национальном, так и на международном уровнях.

Недопустимость злоупотребления свободой прессы закреплена Законом Украины «О печатных средствах массовой информации (печати) в Украине», согласно которому установлен исчерпывающий перечень случаев таких злоупотреблений, а именно: призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или территориальной целостности Украины; пропаганда войны, насилия и жестокости; разжигание расовой, национальной, религиозной вражды; вмешательство в личную и семейную жизнь лица и нанесение ущерба чести и достоинству лица.

Закон Украины «Об информации», устанавливая основные принципы информационных отношений и государственной информационной политики, гарантирует право каждого на доступ к полной и достоверной информации, которая корреспондируется с одной из основных профессиональных обязанностей журналистов, а именно: подавать к публикации объективную и достоверную (то есть проверенную должным образом, из нескольких независимых источников) информацию.

В случае таких злоупотреблений или нарушений профессиональных обязанностей печатные средства массовой информации и их работники несут ответственность, крайней мерой которой может быть прекращение выпуска издания, которое осуществляется только на основании решения суда, вступившего в законную силу.

В то же время законом также установлены случаи, исключающие возможность поднимать вопрос о злоупотреблениях свободой прессы. Такими случаями являются: распространение информации, содержащейся в ответе на запрос на информацию, представленный согласно Закону Украины «О доступе к публичной информации»; сведения являются дословным воспроизведением публичных выступлений или сообщений субъектов властных полномочий, физических и юридических лиц; или дословным воспроизведением материалов, опубликованных другим печатным средством массовой информации со ссылкой на него, и т. п.

Отдельной категорией, исключающей ответственность и предоставляющей дополнительные гарантии свободе слова и прессы, являются оценочные суждения (или иногда субъективная оценка). Закон определяет оценочные суждения, за исключением клеветы, как высказывания, не содержащие фактических данных, критика, оценка действий, а также высказывания, которые не могут быть истолкованы как содержащие фактические данные, в частности учитывая характер использования языково-стилистических средств (употребление гипербол, аллегорий, сатиры). Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости.

В деле «Джерусалем против Австрии» Европейский судом по правам человека сделал вывод, что: «...существование фактов может быть наглядно доказано, в то время как субъективная оценка не требует доказательств. Требование доказать правдивость субъективной оценки невозможно и само по себе нарушает свободу мнения, что является основной права, гарантированного статьей 10...».

Таким образом, Украина гарантирует свободу слова и свободу прессы, и такие гарантии закреплены законом и международными актами, участником которых является наше государство. Законодатель предоставил средствам массовой информации механизмы для осуществления профессиональной деятельности и освещения общественно значимых проблем полно и объективно.

С другой стороны, законодательство содержит немало пробелов и белых пятен, которые позволяют в некоторых случаях допускать злоупотребления в сфере свободы слова и свободы прессы. При этом такие злоупотребления наблюдаются с обеих сторон - как со стороны средств массовой информации, так и со стороны лиц, которые считают, что публикациями были нарушены их права или интересы. В этом законодательство требует дальнейшего совершенствования, особенно в аспекте более четкого определения, что является нарушением в сфере информационных отношений, и соответствующих четких и адекватных мер ответственности

Комментарии

Me_thumb
Олег Базилевич
Так, может, ради "свободы слова" надо ещё и русские телеканалы в Украине транслировать, прямо из Останкино?
10:03 16.02.2022
2 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

августа 2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234