Весь Крым – это один большой, или маленький – если судить в планетарном масштабе – этнокультурный котёл, веками и тысячелетиями по крупицам собиравший народы и племена, культуры и верования, традиции и языки. Никакие завоевания и насильственные переселения, переименования и переделы последних двух с небольшим веков, сотрясавших полуостров со “...времён Очаковских и покоренья Крыма”, не могут ни изменить, ни отменить этого факта.
Но есть на карте Крыма такие места, где культурно-историческое разнообразие и переплетённые судьбы целых народов сконцентрировались особенно удивительным образом, наложившись на уникальную природу полуострова. К числу таких мест, несомненно, следует отнести Чуфут-Кале.
Большое горное плато, возвышающаяся над восточными окраинами Бахчисарая и окружённое тремя долинами, по которым проходили важные торговые пути – из тех гор в Крыму, которые издревле предоставляли удобное, защищённое убежище и, что очень важно – воду, большому количеству людей. Мы не знаем, кто обжил Чуфут-Кале первым, но первыми из тех, чьи следы мы можем надёжно проследить – это аланы. Аланский город под названием Фуллы, расположенный в V в. на границе византийских владений в Крыму, вполне вероятно, и есть Чуфут-Кале.
Аланы, потомки сарматов и скифов – многочисленный, воинственный, но не переживший Средневековья народ “иранского корня”. Они слишком много путешествовали и воевали, и слишком часто вступали в различные и разношёрстные этноплеменные союзы. Их следы теряются в Европе и в Северной Африке. А современная нам Каталония – это Гото-Алания раннего Средневековья.
Чуфут-Кале тоже был какое-то время небольшой крымской Гото-Аланией, хоть и не получил такого названия. И готы, и аланы, как известно, много веков жили на этой горе. Таков Крым – здесь долго сохраняется то, что уже давно исчезло в остальном мире.
Крымские “гото-аланы”, построили довольно крупный по здешним и тогдашним меркам город. И уникальную, недавно обнаруженную систему водоснабжения – впрочем, не исключено, что они унаследовали её от каких-то неизвестных нам, но, вне всякого сомнения, инженерно гениальных своих предшественников. Неприступные утёсы и мощные укрепления, впрочем, не спасли город от нашествия войск ордынского темника Ногая, основателя Ногайской орды, в 1299 году.
Но орда приходит и уходит, а жизнь продолжается. Правда, полноценную систему водоснабжения восстановить уже, судя по вему, не смогли. После Ногая христиане уже жили только в долине у подножья. Эллинизированные потомки готов и аланов потепенно стали самоидентифицироваться как “греки”. Их поселение у подножья горы называлось Марьямполь. А в пещерах горы на другой стороне долины была резиденция митрополита Готского и Кафского. Теперь это Успенский монастырь. В конце XVIII в. многие жители Марьямполя, поставленные перед выбором – принять ислам и остаться, или сохранить веру и переселиться в Приазовье, выбрали второе – так на нашей карте появился Мариуполь. Впрочем, первая крымская этническая чистка по указу Екатерины II – отдельная тема.
Гора же получила странное название Кырк-Ор, или “сорок крепостей”. Почему сорок? Удовлетворительного объяснения нет. Возможно, “Кырк” – это имя одного из половецких родов. Сейчас это сложно установить. С Кырк-Ором связаны бурные исторические события, сопровождавшие распад Золотой Орды и рождение Крымского ханства. Здесь сохранился мавзолей Дженике-Ханым, дочери хана Тохтамыша, которая приняла в этих событиях самое деятельное участие. В свой последний крымский поход ордынцы не смогли взять Кырк-Ор, который защищал Менгли-Герай.
Когда внешние угрозы отступили, и в утёсах, стенах и башнях уже больше не было такой нужды, ханский двор переместился в разраставшийся неподалёку Бахчисарай – новую столицу, построенную Менгли. Гору с благословления ханов стали заселять ремесленники-караимы. Они исповедовали караизм, который самими караимами считается иудаизмом в его наиболее чистом виде, а сторонниками талмудической традиции – сектантством. Впрочем, татары Крыма не вникали в богословские тонкости, и по религиозному признаку признавали караимов евреями. Так появилось новое название “Чуфут-Кале”, то есть “еврейская крепость”.
Интересно, что караимы, сами себя считающие наиболее истинными последователями иудейской веры и законов Моисея, смогли убедить “антисемитские” режимы царской России и гитлеровской Германии в своей полной “нееврейскости”. Но споры об этническом происхождении народа караимов, или караев, не утихают до сих пор. И обстоятельства, при которых предки караимов признали Ветхий Завет и отвергли Талмуд, остаются также невыясненными.
В любом случае, на караимов не распространились дискриминационные законы Российской империи. За несколько десятилетий XIX века Чуфут-Кале практически опустел. Караимы переселились в крупные города, где, имея за плечами азвитую торгово-ремесленную традицию своего народа, преуспели в разных видах коммерции. Здание караимской кенассы (синагоги) сохранилось в Киеве – мы знаем его как “Дом Актёра” на Ярославовом Валу.
Чуфут-Кале, как наиболее крупное поселение караимов, стал символом возрождения интереса к культурно-историческому наследию этого малого народа и надежды на то, что молохи крупных городов не уничтожат его идентичности. Как туристическая достопримечательность Крыма, Чуфут-Кале – наиболее доступный и известный “пещерный город”, посещение которого – экскурсия, а не поход...
Фотографии
1. Ворота Орта-Колу (“Средние Ворота”). Дорога (центральная улица).
2. Вид на караимские кенассы (XVI-XVIII вв.) со стороны ущелья Марьям-Дере (“Долина Марии”)
3-5. Кенассы
6-9. Остатки жилых и хозяйственных помещений, обустроенных в скале на разных уровнях. Местами скала напоминает головку сыра – так густо они расположены. Вечернее освещение создаёт неповторимые эффекты.
10-11. Улицы города. Проезжая часть, ступенчатые тротуары. И здесь заходящее солнце, рефлексы и тени – настоящая находка.
12-17. Оборонительные сооружения города, которые как бы вырастают из природных скал. № 14 – фрагмент двойной стены с южной стороны города, более уязвимой для нападения.
18. Мавзолей Джанике-Ханым, дочери хана Тохтамыша – прекрасный памятник архитектуры XV века. Джанике сыграла важную роль в борьбе за самоопределение Крыма. Во время немецкой оккупации Чуфут-Кале был тщательно обследован немецкими археологами из Ананербе (Ahnenerbe – нем. “Наследие предков”), и мавзолей в особенности. Впрочем, какое нам до этого дело – мы ж не фашисты какие-нибудь, поэтому (наверное) и не пристало нам уделять столько внимания наследию своих предков...
19-22. Старинное караимское кладбище в долине Иосафата (Иосафат-Дере). Удивительно тихое, спокойное и светлое место.
23-24. Свято-Успенский пещерный монастырь. Расположен на противоположном от Чуфут-Кале склоне ущель Марьям-Дере. Существовал уже в VIII в. Был резиденцией митрополита Гот(ф)ского и Кафского, пользовался покровительтвом крымских ханов. Мирополия подчинялась непосредтвенно Контантинопольскому Патриархату. После выселения крымских христиан в Приазовье в конце XVIII в., монастрь, естественно, перешёл в московское подчинение, в коем и поныне пребывает. Но, правда, с перерывом – в годы советской власти здесь был психдиспансер.
Написал Олег Базилевич
01:55 04.06.2013
Рейтинг
14
+1
Чуфут-Кале (Çufut Qale, Чуфут Къале)
UCRANIA INCOGNITA. Продолжение рассказа о пещерных городах Крыма.
Комментарии
Дмитрий Маркин
Очень интересно! Пишите еще!
16:54 09.06.2013
2
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев