Сегодня название “Фуна” известно, пожалуй, лишь тем, кто знает и любит горный Крым, или хотя бы бывал этих местах. Но так было не всегда. Во времена Ренессанса, когда Европа после многовекового культурно-экономического застоя наконец-то выдала на-гора быстрый подъём производства, ремёсел, искусств, градостроительства, торговли и мореплавания, что всколыхнуло весь Старый Свет, о Фуне знали многие. Особенно те, кто непосредственно занимался, как принято говорить сейчас, внешнеэкономической деятельностью.
Небольшой город располагался в Крымких горах недалеко от перевала на важной торговой дороге, котора вела из Алустона (теперешня Алушта) на север, на Русь. Алустоном владели генуэзцы, Фуной – готы-феодориты. К северу от перевала располагались уже владения Крымского Юрта. Соседские отношения не всегда складывались хорошо. Известно, например, что феодориты часто конфликтовали с итальянцами побережья, и иногда прибегали к помощи своих северных соседей для “разрешения споров”. Однако масштабы военных действий намного уступали, например, настоящим феодальным войнам, котрые в то непростое время мучали, казалось, всех – Европу, Русь, Орду...
У всех крымких соседей, несмотря на трения, был один крупный общий интерес. И этот интерес был привязан к нескольким дорогам, ведущим через Крымские горы на север. Или на юг, к морю, в зависимости от того, кто как ехал. В безопасности торговых путей были заинтересованы все. Свою роль в этом важном деле, собственно, и играла Фуна – укреплённый город у перевала, удобно расположенный неподалёку от Алустона.
Название “Фуна” по-гречески означает “Дымная”. Так же назыалась и огромная гора, у подножья которой располагался этот небольшой городок. Теперь этот горный массив известен под крымскотатарским названием “Демерджи”, от слова “демир”, что значит “железо”. Здесь много веков жили металлурги и кузнецы, что объясняет эти названия. Подобная взаимосвязь топонимов сама по себе достаточно примечательна. Многие исторические названия в горном Крыму имеют смешанное гереческо-тюркское происхождение и отражают постепенное слияние этносов – готов-феодоритов и крымских татар. Здесь можно не к месту вспомнить и любимого народного киногероя, Василия Алибабаевича...
Небольшая крепость была построена в 20-е годы XV века, но вкоре разрушена в результате мощного землетрения. Затем восстановлена, а вскоре после захвата турками Константинополя основательно престроена и укреплена. Ведь уже через год, в 1454 году, турецкая эскадра появилась у побережья Кафы. Турки затаили серьёзную злобу на генуэзцев, которые пытались им противодействовать на берегах Босфора, и поэтому сразу же перерезали их связь с метрополией. И хоть колоссальный перерасход людских и материальных ресурсов не позволил туркам завоевать Крым сразу после захвата столицы ромеев, их действия уже не оставляли никаких сомнений в их намерениях относительно полуострова.
Завоевание Крыма состоялось только в 1475 году. Тогда, видимо, итальянцы, готы и татары пожалели о своих трениях, имевших место в прошлые годы. 30-тысячный десант под командованием капудан-паши (командующего турецким флотом) Гедик-Ахмета, оснащённый наиболее передовой артиллерией, сделал своё дело. Фуна, несмотря на отчаянное сопротивление, была взята штурмом и сожжена, крепость разрушена, население вызерано, продано в рабство или разбежалось по окрестным горам, чтобы вскоре снова вернуться и возродить здесь жизнь – на границе прибрежных владений Турции и теперь уже покорённого ею и вассально зависимого от неё Крымского ханства.
Разумеется, Большая Орда, и без того недовольная сепаратизмом крымских ханов, смотрела на всё это безобразие с нарастающим раздражением. А когда крымский хан Менгли-Гирей после четырёхлетнего турецкого плена признал себя вассалом Блистательной Порты, терпение Орды лопнуло и состоялся её последний, крымский поход.
Впрочем, это была уже не та Орда. Походом руководил Сеид-Ахмед, сын последнего хана Ахмата, положение которого было весьма неустойчиво. Орда уже распадалась, не выдержиая своих собственных размеров и безнадёжно отставая в гонке технического прогресса. Но это всё ещё была Орда. Пока раненый Менгли-Гирей лично руководил обороной Кырк-Ора (Чуфут-Кале), огромна армия Сеид-Ахмеда в 1486 году растеклась ручейками по крымским дорогам, опустошая полуостров. Прошла она и мимо недавно разрушенной Фуны, стремясь к морю. Но там уже были турки. Корабли и пушки, и армия, на целую эпоху опережавшая ордынскую. Бегство стало катастрофическим, а поход – последним для Орды, которая вскоре окончательно распалась.
Впрочем, история Крыма и Орды таит ещё немало загадок, а многие из упомянутых персонажей сыграли роли, значение которых далеко выходит за рамки собственно Крыма. Например, завоеватель Крыма, Гедик-Ахмет, чуть было не казнённый за “перерасход” людей в крымской кампании, был прощён и затем воглавлял операцию по захвату города Таранто на юге Италии, чем навёл изрдный переполох в Европе. А тот же Менгли-Гирей по наущению московского князя Ивана III разорил с сжёг Киев, направив затем в Москву в качестве подарка ценные предметы культа, потир и дискос, взятые в Софийском соборе. Это, конечно, уже другие истории. Но все они прошли здесь, этими дорогами – итальянцы и греки, готы и татары, ордынцы и турки. Как и многие другие, до и после них. Этим и интересен Крым...
Впрочем, не только этим. Например, с окрестностями Фуны связана древняя легенда о готской королеве – якобы где-то здесь находится её могила, в которой спрятана корона готских королей, чуть ли не самого Эрманариха, правившего страной Ойум, то есть нашим Поднепровьем во времена Атиллы. Видимо, за этой легендой, как и за многими другими, стоит какая-то историческая реальность. Не зря ведь во время германской оккупации Крыма эту местность тщательно обследовала экспедици фон Оллендорфа – известного “охотника за древностями”. Конечно, найти корону Эрманариха немцам очень хотелось. Затем здесь проводили раскопки немецкие археологи, однако никто точно не знает, нашли ли они то, что искали, и нашли ли что-то вообще. Третий Рейх до сих пор хранит многие тайны.
Татарское селение Демерджи на месте древней Фуны обезлюдело в 1894 году после кататрофического обвала. Гигансткие валуны и сегодня находятся там, куда они скатились, когда рухнула часть одноимённого горного массива. Знаменитое крымское землетрясение 1927 года тоже вызвало крупные обрушения скальных пород. Поселение переместилось чуть подальше от опасной горы и ближе к дороге на Алушту, сохрани своё название. Но только до 1945 года, когда его население было депортировано, а само оно - переименовано в безликое советско-пионерское "Лучистое".
Сегодня Фуна и горный массив Демерджи – всего лишь редкопосещаемые достопримесательности горного Крыма. Но всё же стоит ненадолго свернуть с дороги Симферополь-Алушта, чтобы посетить эти места.
1. Сосны на отвесных утёсах Демерджи. Скалы Демерджи сложены известняками и конгломератами, которые местами одержат двольно много железа.
2. Развалины крепости. В комплексе руин - отстатки церкви Феодора Стратилата, фрагменты оборонительных стен. Есть и интересные камни с резьбой и характерной местной симовликой.
3. Характерные останцы, причудливые формы которых послужили причиной (возможно, лишь одной из причин) того, что местность, расположенная неподалёку от крепости, носит название "Долина привидений". Округлые очертания некоторых останцов напоминают древние фаллические монументы. Говорят, среди местных женщин, которые хотели выйти замуж, долго существовал обычай приходить к этим "монументам" на рассвете и просить себе у высших сил скорого и хорошего замужества.
4. Долина привидений. Когда гору окутывает туман, впечатления действительно неординарные.
5. Последение лучи заката на массиве Демерджи создают неповторимые эффекты.
6. С Демерджи хорошо просматриваются Чатыр-Даг и Роман-Кош.
7. Гору часто закрывают облака. При низкой облачности с вершины открываеются удивительные виды на облака, которые находятся внизу.
8. Гора изобилует милыми, уединёнными местами.
9. Закаты на Демерджи стоят того, чтобы забраться на вершину и провести там вечер, а следоветльно, и ночь. Тогда рассвет станет ещё одним дополнительным бонусом.
10. Вершина массива довольно плоская, как и положено крымским яйлам. На вершине можно пообщаться с пасущимися там непарнокопытными. Если кто поедет - лучше взять с собой на яйлу немного хлеба и покормить животных. Всё равно ведь будут приставать, тыкать мордами в карманы и громко фыркать. Oни ведь знают, что туристы - народ в большинстве своём добрый, и еда у них почти вегда есть.
Вот така вот она, Демерджи-яйла (Demirci-yayla)...
Написал Олег Базилевич
00:58 16.05.2013
Рейтинг
10
+1
Фуна и Демерджи
UCRANIA INCOGNITA. Полузабытые крымские истории.
Комментарии
Пётр Петрович
Браво, Олег! Жду продолжения UCRANIA INCOGNiTA!
15:26 16.05.2013
5
+1
Іван Поліщук
А мне понравислись эти сосны, которые цепляются за скалы. Многим людям бы поучиться ТАК цепляться за жизнь и держаться, немсмотря ни что!
13:46 22.05.2013
1
+1
Андрей Записоцкий
там имеет смысл побывать в конце мая - начале июня. Когда цветут дикие тюльпаны. Они , конечно имеют какое-то научное название, но мы их всегда называли именно так - "дикие тюльпаны". Они не приживаются и не укореняются в обычных условиях - что с них взять? дикие ))) Сорванный цветок вянет уже через 2-3 часа. Попытки взять их вместе с грунтом и пересадить - тоже провалились....
Но это незабываемое зрелище - когда все поле - алеет, краснеет, пламенеет...
23:38 04.06.2013
0
+1
Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии
наши постоянные авторы
самые активные дискуссии
Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Тема: Константин Дмитриев: BITCOIN. ПРОГНОЗ МИЛЛИАРДЕРА МАРКА ГИНЗБУРГА
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев