14
+1

Феодоро (Мангуп) – столица крымской Готии

Малоизвестные памятники истории. Продолжение публикаций цикла Ucrania Incognita.
M1_original
В недавней публикации, в которой шла речь о Сюйреньской крепости (Scivarin), уже был затронут вопрос о “феодоритах” – смешанном, преимущественно готском, населении княжества Феодоро. Поэтому во избежание ненужных повторов основное внимание сейчас уделим самому Мангупу – наиболее известному, и пожалуй, наиболее крупному памятнику Крымской Готии.

Готы, которые за несколько веков привыкли к жизни на плодородных, слегка всхолмлённых равнинах Среднего и нижнего Поднепровья, переселившись в Крым в IV в н. э., поначалу тоже обосновались в его равнинной части, за которую пришлось повоевать с местными скифами. Однако непрекращающаяся гуннская угроза заставила забраться в горы и готов, и скифов, и всех, кто ещё обитал на равнинах.

В составе внутренней гряды Крымских гор есть довольно много массивов и плато, весьма удобных для жизни и обороны. Мангуп среди всех оказался наиболее удобен – своим центральным расположением, высотой и неприступностью отвесных скал, наличием постоянных источников воды и плодородной долины у подножья, а также своими довольно внушительными размерами, позволившими построить на плато целый город – с башнями и стенами, воротами, церквями, дворцами, домами и мастерскими, хранилищами и т.д. Город назывался Феодоро (возможно, ранее – “Дорос”) и дал название всему княжеству.

Пока нет данных, жил ли постоянно здесь кто-то ранее III в. Плато исследовано недостаточно. Да и трудно предполагать формирование полноценного профиля культурных слоёв в подобных геологических условиях. Однако представляется вполне вероятным, что люди облюбовали это место задолго до скифов и готов. Недаром крымские татары, в жилах многих из которых течёт кровь потомков феодоритов, любовно называют Мангуп не иначе как “Баба-даг”, то есть “Отец-гора”.

Название же “Мангуп”, которое иногда связывают с хазарами, появилось, вероятно, намного раньше. Хазары, хоть и покорили на время Крым, не жили там. Да и поисхождение слова не вполне ясно. Возможно, оно восходит к санскритскому “ман кап” – “мать гор” или “материнская гора”.

Глядя на эту гору-останец, горделиво возвышающуюся над окрестными долинами, можно подумать, что штурмовать её вообще невозможно. Единственный путь наверх – по трём глубоким, довольно узким и круто поднимающимся балкам, к тому же перекрытым мощными стенами. Наличие у турок артиллерии, конечно, помогло делу, но нужно иметь в виду, что бомбарды тех лет могли относительно неплохо справляться с задачей разрушения стен, находящихся на одном уровне с артиллеристами. При штурме такой горы как Баба-Даг, бомбарды ещё могли разбить стену нижнего яруса. Но стрелять “вверх”, и тем более разрушать укрепления на плато, о чём иногда любят порассуждать исследователи истории Феодоро – с такой задачей турецкие артиллеристы “топчу” справиться в конце XV вряд ли могли.

Тем не менее, город Феодоро был взят и разрушен турками в 1475г. Сопротивление горцев было очень упорным, а потери турецкой армии – огромными. Большинство 15-тысячного населения города погибло. Турки разместили на горе небольшой гарнизон и крепостцу, сложив её из обломков здешних руин. Гарнизон ушёл только в 1774 году. Последние жители плато, местные караимы, оставили его в конце XVIII века, и оно окончательно опустело.

Население Крыма в течение многих веков подвергалось попеременно то эллинизации и христианизации, то тюркизации и исламизации, то русификации и советизации. Но историческая память коренного населения, представляющая более глубокие “слои” коллективного сознания народа и его древнюю связь с местом проживания, как раз и проявляется в таких названиях, как “Отец-гора”...

Об этой горе можно и нужно писать книги – как научные, так и романы, поэмы и сборники легенд. Мы же сейчас ограничимся небольшой пешеходной фото-прогулкой.

Снимки 1-2. Образец искусной каменной резьбы в дверном проёме цитадели. Любопытна использующаяся символика. Например, девятилучевая звезда – двревний сакральный знак, в христианстве означающий как девять плодов Святого Духа (cлово мудрости, cлово знания,
 вера, дар исцелений, чудотворение, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков); так и девять плодов Святого Духа (любовь, pадость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание). Размещение древнего солярного знака – восьмилепесткового цветка в центра образа – традиция, имеющая древнеиндийское происхождение. Восьмилепестковые цветки в центре имеют многие буддистские мандалы.

Есть и другие звёзды и символы. А геометрический узор, образуемый сложным переплетением разных линий и рельефов, обнаруживает западные и восточные, северные и южные влияния. Несомненно, это место было не удалённой тихой “дырой”, а оживленным перекрёстком, на котором встречались целые миры.

Снимок 3. Действительно, вот он – кусочек ВШП (Великого Шёлкового Пути), проходящий внизу, у подножья. Конечно, надо понимать, что ВШП – это не дорога, по которой двигались гружёные шёлком караваны. Это была сложная, разветвлённая сеть торговых путей, с множеством крупных и мелких узлов, отростков и ответвлений, своеобразный Интернет древнего и средневекового мира, распространявший не только товары, но и нововведения, культурные достижения, идеи и влияния. Один из таких узлов был здесь, на плато Мангуп.

Cнимок 4.
Крутые склоны горы, увенчанные 10-30 метровыми отвесными утёсами, делали её практически неприступной. Сверху ещё были стены и разные постройки.

Снимок 5. Крупнейшее сооружение на плато – церковь Константина и Елены. Остался один фундамент, проводятся раскопки.

Снимок 6. На поверхности плато местами в изобилии растёт сон-трава.

Снимок 7. С плато открываются великолепные виды.

Снимки 8-10. Руины цитадели. Центральные ворота.

Снимки 11-13. Надземные постройки были разрушены войной и временем, однако сохранилось много помещений, выдолбленных в известковой скале плато. Значительная их часть, видимо, использовалась в хозяйстве и не предназначалась для жилья. Всё это продолжает медленно разрушаться. Нужны срочные меры по сохранению и консервации этого уникального комплекса.

Снимок 14. Назначение этих продолговатых углублений тоже не совсем ясно. Возможно, они представляет собой остатки могил местной знати, или каких-то хозяйственных сооружений, в нижней части которых данные углубления и располагались.

Снимок 15. А назначение вот этих углублений в вертикальных стенах скалы вполне понятно. Здесь была расквартирована стража – как раз над единственной дорогой, ведущей в город по оврагу.

Снимок 16. Утренний вид на руины цитадели с одного из “языков” (мысов, или “пальцев”) плато.

M1_thumb

M7_thumb

M16_thumb

M14_thumb

M10_thumb

M5_thumb

M13_thumb

M12_thumb

M6_thumb

M_10_thumb

M_11_thumb

M_12_thumb

M_13_thumb

M_14_thumb

M_15_thumb

M_16_thumb


Комментарии

Комментариев пока нет

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Всего реплик: 57
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, Іван Поліщук
Тема: Олег Базилевич: Воздух "Олимпийского"
Всего реплик: 56
Всего участников: 17
Олег Базилевич, Дэви Аркадьев, Тамара Ярошовец

события

октября 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031