5
+1

Battleship, «Морской бой» или о судьбе больших кораблей

Размышления о больших старых железяках в связи с одной кинопремьерой
Uss_iowa_bb-61_pr_original
Одна из ожидаемых кинопремьер этого года – очередной блокбастер с лирическим названием “Battleship”. В нашем прокате, который всё никак не отучится как попало переводить названия кинофильмов, он будет выпущен под именем «Морской бой». Казалось бы, ещё одна история о том, как янки спасают Землю – на сей раз от инопланетного вторжения – история, рассказанная при помощи всех самых современных кинематографических средств, снятая живо и динамично, интересно и увлекательно. И дорого, безумно дорого... Но как бы ни было модно сегодня ругать Голливуд в частности и США в целом, было бы несправедливо не отдавать им должное: они берутся за дело, и делают его настолько хорошо, насколько могут. Так что пусть помнят об этом нытики – отдельные люди и целые страны – которые или не могут вообще взяться ни за одно дело; или, если берутся, то делают его так, что лучше бы и вовсе не брались.

Чем ещё хороши подобные кинопроекты – иногда они вытаскивают на свет Божий полузабытые факты, обстоятельства, и целые истории, смысл и значение которых сегодня может приобретать удивительную, неожиданную важность. И в свете этой важности – заставляют по-новому взглянуть на проблемы сегодняшнего дня. И в этом смысле эффект выхода какого-нибудь значимого фильма может оказаться довольно серьёзным. Изначально задуманный как коммерческий проект, направленный на зарабатывание денег, этот, казалось бы, всего лишь фильм, может уподобиться камню, брошенному в воду – круги будут расходиться далеко и долго.

Линкоры. Линейные корабли. Мы уже забыли о них. А когда-то они знаменовали собой новый этап в развитии военно-морских сил, заменив собой устаревшие броненосцы. Первым подобным кораблём был спущенный на воду в феврале 1906 г и построенный всего за год английский Dreadnought («бесстрашный») – имя, ставшее нарицательным. Самые бльшие пушки, самая толстая броня, самый мощный двигатель, самое большое водоизмещение. Но не прошло и 10 лет, как дредноуты устаревают, им на смену приходят «супердредноуты» - ещё больше, толще, мощнее, сильнее...

Так включается беспощадная логика погони за ускользающим титулом «самого-самого». Беспощадная – потому что она не жалеет ни проигравших, ни победителей, делая последних проигравшими так быстро, как это никогда ещё не происходило в человеческой истории. И, призванный обеспечить Британии господство на море, совсем новый, но уже устаревший Дредноут, успевает только протаранить немецкую подводную лодку в 1915 году – его единственный морской бой, спустя восемь лет после которого он будет безжалостно разобран.

Превосходство «супердредноутов», впрочем, оказалось таким же недолговечным, а результаты их боевого применения – тоже довольно скромными. Поэтому новые лидеры гонки довольно быстро разделили судьбу своих предшественников – «просто дредноутов». Огромные корабли, стоившие огромных денег, как оказалось, хороши лишь для того, чтобы грозить друг другу с очень большого расстояния одним только фактом своего наличия у противоборствующих сторон. Едиственный за всю первую мировую войну серьёзный бой с участием линкоров – Ютландское сражение – тоже закончилось ничем.

Казлось бы, хороший урок для политиков и «военных начальников» – самое большое – далеко не всегда самое эффективное. При этом всегда – самое затратное. Но нет же. Политические и военные начальники, как правило, не обладают достаточным умом для того, чтобы уроки шли впрок. И вот в преддверии Второй мировой войны – новая гонка линкоров. Ещё больше, ещё мощнее и толще. На этот раз, с учётом опыта первой мировой войны, с особым вниманием к защите от подводных лодок. Но ведь урок состоял не в том, что подводные лодки и их торпеды очень опасны. А в том, что затратная, дорогостоящая гигантомания никого до добра не доводит. В лучшем случае, оказывается просто бесполезной.

«В мире есть три самые большие и самые бесполезные вещи: Великие Пирамиды в Египте, Великая Стена в Китае и линкор «Ямато» в Японии» – горькая, но справедливая шутка японских моряков времён Второй мировой войны. Оказалось, что новая, изнурительная гонка «линкоростроения» произвела на свет новые, выскокотехнологичные, дорогостоящие, труднопотопляемые... мишени для боевых самолётов, торпедоносцев и бомбардировщиков. Максимальная польза, которую могли принести эти «самые-самые» корабли, сводилась к решению вспомогательных военных задач.

Сообразив, наконец, что большие штуки не могут выиграть большой войны, политики и военные начальники стали думать, что линкоры восе не нужны. Но, как это часто бывает с не очень умными людьми, они понимают всё не только слегка поздновато, но и слишком буквально. Отправляя все свои четыре линкора в резерв, американцам пришлось спохватиться уже очень скоро, во время войны в Корее – тогда линкоры вернулись в строй, блокировали и обстреливали побережье и во многом способствовали нераспространению северокорейского коммунизма и идей чучхэ на Южную Корею. А затем – снова в запас, равносильный отставке. Но вот начинается война во Вьетнаме – и снова вспомнили про линкоры и их невероятные 16-дюймовые (ок. 406 мм) орудия, среляющие километров эдак на 30. Расконсервировали, и направили осуществлять огневую поддрежку для своих войск. Оказалось, что кроме линкора (это был «Нью Джерси»), делать это просто некому. А потом – снова консервация.

Впрочем, теперь сообразили, что списывать в утиль линкоры не стоит. В 80-е годы, наконец, начальство решило, что у них может быть полезная роль в составе крупных соединений флота. И стали проводить модернизацию. Как оказалось, весьма кстати – в 1991 году, во время войны за Кувейт, артиллерия линкора «Миссури» и запущенные с него «Томагавки» весьма пригодились. Но всё же в 1992 этот линкор, на борту которого, кстати, Япония подпиала капитуляцию, превратился в плавучий музей, бросив якорь в бухте Пирл-Харбор.

Интересная судьба. Созданные для решения одних задач в одних войнах, линкоры оказались способны решать другие задачи в других войнах. Вот и в кино вышло, что линкор «Миссури», сыгравший роль случайно оказавшегося в кустах рояля, то есть по стечению обстоятельств – вблизи места десантирования недружелюбно настроенных пришелцев, только и может с ними справиться. Потому что больше некому... Ещё одно напоминание о том, что следует бережно относиться к тому, что досталось нам из прошлого.

К сожаление или к счастью, СССР не участвовал в гонке линкоров. На начало Второй мировой войны в стране было лишь три линкора, все из которых были спущены на воду ещё в царской России. Нове корабли проектировались, но так и не были построены. А старые – разобраны вскорости после войны. Так что нападение пришельцев нам отражать нечем...


Источник картинки - http://boats.desktopnexus.com/wallpaper/639028/ - залп главного калибра линкора «Айова»

Дата: 06.05.2012

Комментарии

No_avatar
Константин Дусановский
О дредноутах и линкорах хорошо написано. Как насчёт крейсеров?
08:08 09.05.2012
0 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Хотелось о самых больших, потому что там, где начинается что-то самое большое, обычно заканчивается здравый смысл. С крейсерами немного проще. Их жизнь, необременённая "сверхзадачами", сложилась более счастливо (в плане востребованности)
11:09 09.05.2012
0 +1
Fb100000243122315_thumb
Alexander Bogomazov
Фильм мне не понравился. Логика смехотворная. Спецэффекты, конечно, супер. Но, этим сейчас никого не удивишь.
10:23 11.05.2012
1 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
И мне не понравился. Содержательная сторона фильма - на уровне советской киностудии им. Горького (для детей и юношества). Но он заставляет вспомнить о таком полузабытом чуде военно-морского дела, как линейные корабли. Если честно, я бы с большим интересом посмотрел, КАК монтировали броневую защиту толщиной 400 мм (!) в 1938 году...
15:46 11.05.2012
0 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

декабря 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345