5
+1

Продолжение диалога. Тренерский вопрос.

О некоторых сторонах тренерской работы
1975cwc-1_original
Материалы, опубликованные последнее время, вызвали много вопросов и интересные обсуждения. Это очень отрадный факт, который свидетельтвует – любители футбола всё чаще интересуются внутренней, содержательной стороной футбола. Хотят больше знать о невидимых “пружинах”, которые приводят в действие это захватывающее зрелище. Не только наблюдать, “как”, но и понимать, “почему”.

Часто можно слышать, что с рассуждениями о принципах организации игры и коллективных тактических приёмах сложно спорить. В общем, достаточно очевидно, что лучше, когда во всех фазах игры участвует большое число игроков. Или, например, не вызывает сомнений, что против насыщенной обороны более эффективны фланговые атаки и нацеленные передачи в штрафную соперника, чем стихийные комбинации по центру. Очевидно также и то, что команда должна владеть приёмами коллективного отбора мяча. Но что по-прежнему остаётся непонятным – почему все эти принципы и тактики используются в нашем футболе недостаточно. Другими словами, если всё так просто, то почему всё так сложно? Что мешает? Подбор игроков? Квалификация тренеров? Или решающая роль принадлежит каким-то внефутбольным факторам?

Мы уже говорили, что квалификация исполнителей очень важна, однако в организации игры ведущая роль должна принадлежать тренерскому замыслу. Ведь именно под тренерскую концепцию игры следует приглашать в команду определённых игроков. А не “точечно” усиливать те или иные “позиции” – без чёткого понимания, какие конкретные действия и в каких именно командных тактиках будет исполнять тот или иной игрок.

Взаимосвязь подбора исполнителей и тренерского замысла организации игры хорошо видна на примере театра и роли режиссёра в создании спектакля, то есть зрелища. У каждого актёра есть амплуа, и роли распределяются в соответствии с этими амплуа, но конкретные действия актёров и их взаимодействие на сцене, закреплённое множеством репетиций – это режиссёрский замысел, в рамках которого существует вся актёрская импровизация. Но оказывается, что в нашем футболе тренерский замысел прослеживается недостаточно, слишком многие игровые задачи решаются стихийной импровизацией, слишком велико значение непосредственного индивидуального исполнения, но при этом преуменьшена роль командного взаимодействия. Конечно, командное взаимодействие есть, но оно, как правило, ограничивается наиболее простыми и далеко не самыми эффективными тактиками, и при этом не уделяется достаточно внимания общей стратегии поединка.

Таким образом, нужно признать – основной резерв усиления игры наших команд – это совершествование организации игры, то есть усиление её “тренерской” составляющей. Поэтому сетовать на недостаточную квалификацию тех или иных игроков и именно на это обстоятельство “списывать” какие-то конкретные неудачи – судя по всему, неверно.

Ещё более неправильно утверждать, что для освоения эффективных командных тактик нам нужны другие, более квалифицированные исполнители – мы уже упоминали, что игроки второй и первой лиг чемпионата СССР с успехом справлялись с задачей освоения таких тактик. Конечно, калифицированные исполнители нужны, но для того, чтобы исполнение командных тактических приёмов было ещё более эффективным. А не для того, чтобы своими индивидуальными усилиями как-то “компенсировать” недостатки в организации командных действий.

Сказанное означает, что ответ на вопрос о причинах “неприменения” нашими командами многих эффективных тактик следует искать в учебно-тренировочном процессе (УТП). А это как раз та самая sancta sanctorum работы тренера, доступ к которой он всячески оберегает. Это и понятно – именно УТП является, так сказать, квинтэссенцией его квалификации как специалиста.

Организация УТП на самом деле представляет собой довольно сложную задачу нахождения оптимума воздействий в условиях действия множества факторов противоположной направленности. Такая задача может быть успешно решена, только если тренер владеет совокупностью различных, но взаимосвязанных подходов и методов.

Понимание принципов организации игры, видение стратегии и тактик футбольного поединка должно опираться на владение такими подходами и методами. Если освоение командных тактик основано на формировании коллективных динамических стереотипов, то нужно хорошо понимать, при помощи каких упражнений тот или иной стереотип может быть сформирован.

Далее, владение прикладной методикой должно основываться на понимание основ теории спортивной тренировки, знании определённых особенностей физиологии – например, в части реакции организма на нагрузку. Ведь, например, функциональная подготовка футболистов – чрезвычайно сложная задача, которая включает в себя развитие целого ряда свойств и качеств организма, которые физиологически противоположны друг другу. Тренер должен понимать, какой режим нагрузки способстует формированию тех или иных качеств. Ведь только тогда он сможет управлять учебно-тренировочным процессом и состоянием своей команды. Также отметим, что все эти знания и методы будут работать, если тренер – педагог и психолог.

Если у тренера есть видение стратегии и тактик игры, но нет чёткого понимания того, как сформировать соответствующие динамические стереотпы, организация игры всегда будет не на высоте. Если есть и видение, и понимание, но не хватает знаний теории спортивной тренировки, то не получится оперативно контролировать и регулировать тренировочный процесс в зависимости от фнукционального состояния команды. И, разумеется, всего этого никак нельзя заменить психологией и мотивацией – ведь педагогические усилия тренера и мотивация игроков нужны для того, чтобы остальные методы работы были успешными, а не вместо этих методов.

Поэтому мы говорим о необходимости системы разнообразных подходов и методов в тренерской работе. Среди тренеров не может быть “мотиваторов”, “психологов”, “физруков”, “стратегов”, “тактиков”, “конспектологов”. Эти и им подобные ярлыки часто приклеиваются тренерам теми людьми, которые не хотят понимать всей сложности и взаимосвязанности задач и методов тренерской работы.

В этом смысле предшествующий опыт игрока иногда может даже мешать начинающему тренеру. Игрок видит игру команды и взаимодействие с партнёрами сквозь призму индивидуального исполнения. Тренеру же, наоборот, должно видеть индивидуальные действия сквозь призму коллективных тактик и стратегии поединка. Это совсем другое мышление, в поле зрения которого находится множество вопросов, о которых мы только что говорили. Другое мышление, другие знания, другой опыт. Именно поэтому “тренерский вопрос” – один из самых сложных вопросов в современном футболе.

Комментарии

6a00d834515e6669e20120a5ce4d6c970b-300wi_thumb
Maria Madrid
Доброе утро, Олег Петрович! Спасибо Вам огромное, что написали так. Я Вам все-все время буду говорить спасибо!:) Мне интересно и я понимаю. Спасибо!:) Я думала что Вы напишете сегодня. Я вчера Реал смотрела. Ой! Фух!:) Но, Боженька спасибо! И -Мадриду-всем-всем! Все-хорошо! А потом, уже посмотрела чуточку ДК. Кто такой Тренер господин Семин - я понимаю. Но, я уверена, при нынешнем владельце - в ДК - не будет другого тренера. Нет. Я не о фамилиях. Я - о Понимании. Кто не ценит жизнь - тот ее недостоин. (с) Это сказал великий Леонардо. Господин Суркис - не достоин. Простите. Если я пишу не в формате данного сайта и Вашей статьи. Я, правда! Понимаю что Вы пишете. Я даже читаю 2-3 раза. Мне сначала было чуточку тяжело. Ну, хорошо. Я Вам желаю Любви Добра и п и ш и т е! Пожалуйста! С большим уважением, Маша.
12:58 19.09.2012
2 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Спасибо. Я рад, что в результате у нас возрастает "уровень понимания". Многие вопросы, поднимаемые в последнее время, к сожалению, ранее не имели систематического изложения, поэтому я нахожу общение, подобное нашему, очень полезным. Постараюсь и впредь уделять ему достаточно внимания.
17:21 24.09.2012
1 +1
6a00d834515e6669e20120a5ce4d6c970b-300wi_thumb
Maria Madrid
Ой, я еще забыла - Важное! Фотка! Фотка!:) очень удачная и надпись! Спасибо Огромное, Олег Петрович! Маша
14:00 19.09.2012
2 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Спасибо, Маша, Ваша искренность и стремление разобраться характеризуют Вас с наилучшей стороны :-) No cambies la ruta :-) un abrazo :-)
14:43 19.09.2012
2 +1
No_avatar
Вадим Добрынин
да, конечно, управление такой системой как футбльная команда - очень непростая задача. и опыт показывает, что процесс подбора тренера представляет из себя "русскую рулетку":) Чего стоит пример Челси, в котором только непонятный Матео с несовсем кондиционным составом смог взять ЛЧ ! Футбол тем и велик, что абсолютно непредсказуем. С другой стороны, можно со всей очевидностью утверждать о неспособности Семина поставить в ДК тот "образ игры" (с), который он считает правильным и результативным.
11:47 21.09.2012
3 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Конечно, всегда будет "русская рулетка", если не руководствоваться правильными критериями выбора.
17:03 24.09.2012
1 +1
Dsc01073_thumb
Андрей Записоцкий
наверное, это стереотип "в футболе, женщинах и автомобилях" должны разбираться все мужчины ))) Если с автомобилями мы почти разобрались - СТО, а безуспешным попыткам "разобраться" с психологией женщин - уже не одно тысячелетие и правильного ответа ждать еще столько же ))), то остается только футбол ))) Я думаю, тут есть вина-проблема-промашка именно имиджевого плана. Кто становится тренером, в основном? Бывшие футболисты. А футболист у нас до сих пор имеет имидж - туповатого, недалекого человека. Что зачастую подтверждается их интервью, когда человека "подлавливают" в критические моменты и высказывания, мягко говоря, часто бывают неадекватны.... А потом этот "недалекий человек" становится тренером. И мы, болельщики, далекие от этих людей, радостно потираем руки - "да каждый так бы смог". Плюс(?) еще и уровень наших тренеров, опять же больше через интервью, но и во многом через построение игры - подтверждает эту мысль. Как-то незаметно для нас прошел процесс превращения футбола из любительского в профессиональный. И тренеры сейчас (не у нас, не у нас) - это такие же специалисты, как мостостроители, генетики или отоларингологи. Все, что пишет Олег Петрович, это - азбука. Азбука профессии "тренер футбольной команды". Прочитав ее, мы не станем специалистами. мы просто сможем более адекватно оценивать деятельность тех людей, которые сейчас руководят футбольными командами. И даже на первом, самом легком этапе - у нас уже возникает множество вопросов. Которые можно свести к 2 основным. 1. А знают ли наши "тренеры" эту азбуку, эти основы? 2. Почему у нас не учат этому? Почему у руля команд стоят люди, безнадежно застрявшие в 60-х годах пошлого века? Кому это нужно7 Кому это выгодно? И как сделать так, чтобы это поменялось? наши болельщики - ничуть не хуже "их". А в чем-то даже лучше ))) Мы до сих пор болеем не кошельком, а сердцем. Живем этими эмоциями, даже может больше, чем надо.Мы по-прежнему любим футбол. искренне. Как женщин. и автомобили ))) Неужели мы не достойны хороших тренеров и хорошей игры? ))))
15:48 22.09.2012
1 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Я рад, что мои публикации помогают Вам лучше разобраться в "азбуке". А вопросы "почему" - не ко мне, а к людям, принимающим решения.
17:05 24.09.2012
2 +1
No_avatar
Дмитрий Светличный
Желаю здравствовать всем присутствующим! :) --- Не скажу, что-то новое, но замечу следующее. Время гениальных тренеров-одиночек остался в прошлом. --- Если когда-то один человек должен был быть <<“мотиватором”, “психологом”, “физруком”, “стратегом”, “тактиком”, “конспектологом”>>, то сейчас это уже должен делать команда единомысшленников, которая должна быть единым организмом и на вершине - главный тренер. --- Выскажу может ересь, но первый великий европейский успех киевского Динамо в немалой степени стал результатом одного из первых таких объединений, когда симбиоз футбольных идей, знаний с профессионализмом и наукой не только вывел Динамо на новый уровень игры, но и продемонстрировал те новые важные элементы, которые могут способствовать достижению новых результатов. --- Истории одинаково ценны и те результаты, и, конечно же, те средства, с помощью которых они достигнуты. --- Этот ценный опыт был перенят, впитан, с ним сжились, он стал родным и собственным и многие лучшие тренеры мира уже не представляют себе иного подхода, невозможным достижение высочайших вершин без него. --- А что же у нас? --- Своего не ценим, а когда нас начнут учить нашим же достижениям, мы разеваем рот в удивлении и понимаем, что далеко отстали. --- Теперь о тренерах. Игра у нас остается игрой, не наукой, которую надо изучать. Ученых интересуют стволовые клетки, бозон Хигса или НЛП. Спортивная наука больше связана с чисто физическими результатами. Игровые виды науку почти не интересуют. Но те, кто имеют свои лаборатории, работающие на команду, имеют несомненное преимущество. В том, конечно случае, если работают в унисон с ГТ и современными трендами футбола... --- А игроки идут в тренеры, поскольку часто к другой деятельности не готовы, часто считают, что собственной практики их хватит, но надо помнить, что это совсем другой (хоть и смежный) вид деятельности и он требует образования и практики. Игроки имеют преференции перед не игравшими - это стереотип, который ограничивает доступ к этому виду деятельности тех, кто не имея преддиспозиций быть действующим спортсменом, но имеет их быть тренером, обладая интеллектом, знанием, умением работать и руководить.
12:59 23.09.2012
3 +1
No_avatar
Дмитрий Светличный
Олег Петрович, пару лет назад написал футуристическое эссе о влиянии науки на футбол. Не утверждаю, что это что-то гениальное :)... Был вынужден покинуть тот сайт, где опубликовал, поэтому не могу дать ссылку на него. Хотел бы Вам его выслать, поэтому если Вы заинтересуетесь этим, прошу выслать мне свой е-майл по адресу: [email protected]
13:10 23.09.2012
2 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Хорошо, спасибо, с удовольствием ознакомлюсь.
17:17 24.09.2012
1 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Pan ma polskego meila... Mówi pan po Polsku?
16:07 27.09.2012
0 +1
No_avatar
Дмитрий Светличный
oczywiście :) Уже 15 лет работаю в вузе в Кракове. --- И болею за Динамо с 65-го. А гол Вашего отца (?) видел только один и за другую команду. Правда, уже не вспомню, был это Черноморец или Шахтер. С углового с подачи Лобановского. :)
20:54 27.09.2012
1 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
Да, отца :-) Интересно... Жаль, я этого всего не застал. А кстати, в каком вузе, если не секрет, Вы работаете? Моя дочь сейчас как раз изучает вопрос о продолжении образования, хочет в Польше учиться. Надо будет ещё картой поляка обзавестись...
21:34 27.09.2012
0 +1
No_avatar
Дмитрий Светличный
Akademia Górniczo-Hutnicza w Krakowie. ---- Совершенно не имеет никакого отношения к футболу и спорту. ---- Раньше это был чисто металлургический факультет, а сейчас, идя в ногу со временем, это - металловедение и промышленная информатика. ---- Карта поляка, насколько я знаю выдается полякам живущим за рубежем. А в Польше надо получать или карту побыту (или резидента евросоюза) для иностранцев или гражданство для поляков (тем более, что они разрешили второе гражданство).
22:03 27.09.2012
1 +1
Opb_thumb
О.П. Базилевич
Наука хорошо справляется с задачами, которые можно легко формализовать. Организация игры и подготока футбольных команд - задача трудно формализуемая и плохо поддающаяся научным методам. Но без науки в футболе уже далеко не убежишь. Также нужно отметить, что тренерская задача - междисциплинарная, так как включает много аспектов - от теории игр до физиологии. В этом смысле тренер также должен играть роль "системного координатора" потоков информации, представляющих различные области знания, но необязательно должен быть специалистом в кажой из них. Разумеется, карьера игрока не может подготовить бедещего тренера к решению его профессиональных задач на тренерском поприще.
17:16 24.09.2012
2 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

ноября 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301