7
+1

В стране невыученных уроков

О некоторых проблемах исторической успеваемости
2cznik_original
Говоря об исторических уроках, обычно имеют в виду необходимость делать правильные выводы из тех или иных событий прошлого, которые имели место. При этом обычно справедливо отмечается, что способность людей делать такие выводы находится в зачаточном состоянии. Поэтому отдельные люди и целые народы часто ходят кругами по граблям, словно бы разложенным повсюду чьей-то заботливой рукой. Ну не умеем извлекать уроки из происшедших событий, только учимся пока что...

А как же тогда быть с событиями, которые не произошли? Можно ли как-то извлечь уроки из них? Ведь иногда стоит задуматься, что все этапы предшествующего исторического развития, включая и те, которые мы не прошли, являются для чего-то необходимыми. Как здесь не вспомнить идеологов времён СССР, всерьёз утверждавших, что можно и нужно тащить целые народы из среднеазиатского феодализма прямиком в развитой социализм, минуя стадию капиталистического разития? Как оказалось, для Средней Азии и капитализм пока что недостижим...

Впрочем, оставим в стороне прямолинейную логику общественных наук времён исторического материализма. Подумаем о том, что как пройденные, так и непройденные этапы извилистого пути исторического развития имеют огромное значение для дальнейших судеб целых народов и государств – разумеется, с учётом того, какие выводы при этом делаются, и вообще, есть ли готовность делать какие-либо выводы.

Готовы ли мы сегодня принять тот факт, что нам никогда не быть Европой – не в географическом, а, так сказать, в цивилизационном плане? Ведь на своём длинном, непрямолинейном, запутанном историческом пути мы пропустили несколько важных этапов, через которые прошли другие народы и государства.

Европейские страны во многом похожи на школьников-старшеклассников. Кто-то учился хорошо, кто-то плохо. Кто-то сидел в первом ряду, внимательно слушал учителя, делал домашнюю работу, корпел над книжками. А кто-то курил в подворотне и гонял по дворам в поисках сомнительных компаний и приключений. Кто-то посещал занятия регулярно, занимался дополнительно, а кто-то пропустил многие темы по целым предметам. Шансы на устройство в дальнейшей жизни, конечно, есть у всех, но реализовывать себя все будут уже по-разному.

Как и в школе, так и в исторической судьбе европейских народов и государств пропущенные части программы имеют оргомное значение, поскольку определяют трудности усвоения дальнейшего, скажем так, учебного материала. Иногда говорят, нельзя пропускать этапы. Но если, как мы видим, путь никогда не бывает прямым, а всегда сложным и запутанным, то выходит, без пропусков не обойтись. Только при этом совершенно необходимо понимать последствия таких «пропусков» и учитывать эти послествия при выработке и реализации стратегии государственного развития на долгие годы вперёд. Отметим здесь, что вряд ли стоит ожидать подобного мышления от теперешних «центров принятия решений» в Украине. Однако неспособность политических элит заниматься стратегическими проблемами развития страны не отменяет ни наличия этих проблем, ни необходимости их как-то решать.

Умом стремясь быть частью Европы, другим же местом фактически находясь за её пределами, сравним Украину с ведущими европейскими странами – Германией, Франций, Великобританией, Италией и Испанией. Сравним именно с точки зрения пропущенных этапов развития. И начнём с первого класса.

Это античность. Римская империя. Римское право, римские дороги, мощный культурно-исторический субстрат, оставшийся как на землях самой империи, так и на взаимодействовавшей с ней периферии. Наши предки, прото-славяне, такого влияния не испытали, или оно было совсем незначительным. Античной истории, в её классическом выражении, у наших предков почти нет, даже в сравнении с германцами. В любом случае, в том что касается качества и состояния дорожной инфраструктуры, исторический разрыв между нашими землями и территориями, где прокладывались римские дороги, не преодолён и за две тысячи лет.

Переход в следующий класс состоялся, потому то на второй год в этой школе не оставляют. Соответственно, происходит нарастание трудностей в связи с наличием ранее пропущенного материала. Раннесредневековые прото-государства Европы возникли на римском субстрате. У нас же ни готская страна Ойум, ни анты похвастать этим не могли. То есть они уже тогда были другими, сильно отличными от «варварских королевств» пост-римской Европы. Не факт, что хуже – поскольку отсутствие одного субстрата не означает наличия другого. Но разница уже была довольно существенной. Что во многом и предопределило их дальнейшую судьбу. Конечно, здесь важнейшую роль сыграл географический фактор, а именно наличие рядом беспокойной кочевой степи, непрерывная борьба с которой – это как раз тот «учебный» материал, который постоянно был у нас, и которого не было у других европейских народов, о которых здесь речь.

В следующем классе, когда все изучали «развитый феодализм», мы умудрились пропустить майорат, а именно право передачи имущества от отца только старшему сыну. В результате получили бесконечное дробление княжьих уделов, и усобицы, невообразимые по европейским представлениям. Ими и занимались, в то время как другие ходили в крестовые походы.

Также в этом «классе» получили и «альтернативный» учебный материал в виде откровенно анти-латинского, анти-западного греческого богословия. Здесь оставим вопрос о роли и последствиях христианизации вообще – она ведь призошла в Европе практически повсеместно. Обратим внимание на главную особенность христианизации «у нас» – её чёткую анти-западную направленность, обозначившуюся в последние века Византии. А также воспринятый нами несомненный византийский цезарепапизм – тенденцию подчинения церковной иерархии светским властям. В результате получили, например, известный культурно-политический изоляционизм, вредные фантазии о нужности «своей» церкви, трудную необходимость «смены веры» при совершении династических браков и ряд других неудобств.

В следующем классе опять проходили борьбу со степью и друг с другом – изучали, главным образом, как эту борьбу не надо вести. Другие ученики в это время изучали формирование феодальных государств, усиление власти короля. Своего короля, заметьте, а не литовского или польского. Пусть Великое Княжество Литовское и было практически всё то же Русью, но оно – первый, но не последний шаг к нашему переходу на внешнее управление. Опять другой «учебный» материал...

Перейдя в следующий класс, пропустили Ренессанс. Возрождение интереса к античному культурному наследию, философии, искусствам. Пусть и был он поначалу явлением преимущественно итальянским, но его охотно восприняла и усвоила вся остальная Европа, имевшая римский субстрат в наличии ещё с античных времён. Влияние, которое оказал Ренессанс, огромно. У нас же этот выдающийся период прошёл практически незамеченным.

Разумеется, пропустив ранее довольно важный материал по формированию «своей» династической монархии, застряв на внешнем управлении, затем, в следующем классе, не освоили и абсолютизм. Плох абсолютизм или хорош – разговор не об этом. Он был нужен на определённом этапе, и принёс свои плоды. Но прямого пути от внешнего управления к абсолютной монархии, кажется нет. Зато мы получили другой опыт – незаконные и неконтролируемые вооружённые формирования, которые в какой-то момент могут надолго ввергнуть огромные территории в немыслимый хаос и руину. Снова «альтернативщина»...

Ещё, допустим, смогли кое-что показать в период барокко, но это, пожалуй, локальный успех, которые бывают у любого троечника, если он вдруг хорошо почувствует себя в какой-то теме. И в которой он тут же начинает чувствовать себя очень неуверенно, как только возникает ссылка на ранее пропущенный материал.

В следующие периоды разница была уже настолько огромной, что уже даже возникает вопрос – по-прежнему ли мы одноклассники с теми, другими, на которых сегодня иногда так хочется равняться. Так почему же, с позволения спросить, мы должны быть Европой? Только потому, что мы этого хотим? А кто-то, может быть, и не хочет. Может быть, и правильно делает...

Мы другие. Всегда были другими, и будем ещё очень долгое время. И реализовывать себя в дальнешей жизни мы должны не исходя из того, что хотим быть похожи на кого-то, а исходя из того, кто мы на самом деле есть. Здесь всё как в выпускном классе. Чем занимался в школьные годы, с тем и выходишь в жизнь. Нравится тебе это или нет, сразу изменить это ты не можешь.

Но и здесь, как всегда, есть свои нюансы. То, с чем ты пришёл к выпускному балу, следует воспринимать нейтрально, лишь в качестве опыта и багажа, но ни в коем случае эмоционально не привязыаться к тому, «застревание» на чём может испортить дальнейшую жизнь и судьбу. Например, не стоит гордиться репутацией хулигана или неуча, и держаться за неё, ведь ни к чему хорошему дальнейшее хулиганство и невежество не приведёт. Нужно чётко понимать, над чем работать, что и как навёрстывать, от чего и как избавляться.

Поэтому люди, которые не хотят, чтобы мы были Европой, скорее всего, всё же неправы...

Источник картинки - http://retropost.ru/i/1september/i311lyj.jpg

Комментарии

D.arkadyev 002_thumb
Дэви Аркадьев
От всей души спасибо, Олег, за весьма глубокую, на мой взгляд, публикацию, невольно заставившую задуматься о сегодняшних украинских реалиях... Видимо, завсегдатаев Ronin, впрочем, как и большинство украинцев, занимают нынче мысли о Евро-2012, а посему, полагаю, мой комментарий первый!? Но "плюсики", уверен, еще будут появляться. Невольно подумал, как жаль, что мы "пропустили Ренессанс". Видимо, потому-то и не получилось сполна воспользоваться моментом, когда Украина вместе с Польшей выиграли тендер на проведение Евро-2012 и Григорий Суркис мечтал о "пятилетке ренесанса"...
08:43 15.06.2012
3 +1
Dirtyharry_thumb
Дмитрий Маркин
От развитых стран Европы мы отстали НАВСЕГДА!!!!!
21:25 16.06.2012
2 +1
No_avatar
Константин Дусановский
Именно так говорили в СССР.
22:34 16.06.2012
1 +1
Me_thumb
Олег Базилевич
В начале правления императора Мейджи, казалось, Япония отстала от развитых стран тоже навсегда. Однако спустя лишь несколько десятилетий - и вот вам, пожалуйста, заводы и пароходы, армия и флот, Цусима и Порт-Артур... Понятное дело, мы не они. И задачи сейчас перед Украиной совсем другие, чем тогда перед Японией. Поэтому если мы от кого-то в чём-то отстали, пусть даже навсегда, это не значит, что можно не решать задачи, которые перед нами стоят. Для того, чтобы найти своё место в мире, не обязательно за кем-то гнаться или повторять чей-то путь...
22:46 20.06.2012
1 +1

Только зарегистрированные пользователи могут отправлять комментарии

наши постоянные авторы

самые активные дискуссии

Тема: Олег Базилевич: Обыкновенный фашизм
Всего реплик: 70
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Тамара Ярошовец, Константин Дмитриев
Всего реплик: 63
Всего участников: 9
Олег Базилевич, Константин Дмитриев, admin ronin
Тема: Олег Базилевич: Как нам обустроить Россию?
Всего реплик: 58
Всего участников: 13
Олег Базилевич, Максим Пестун, Константин Дмитриев

события

марта 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031